Виды мышления в психологии

Содержание:

Принципы и инструменты

Человек с понятийным мышлением всегда основывается на принципе взаимосвязи. Он не рассматривает отдельно взятые моменты поодиночке

Для него важно докопаться до сути. Поэтому для него неразрывны такие понятия:

  • причина произошедшего и то, к чему оно приведет;
  • цель и средства, которые помогут в ее достижении;
  • условие, доказательство (обоснование), вывод.

Чтобы сложить в голове все эти понятия, мыслящий понятийно использует следующий набор умственных инструментов.

  • Создание системы. Несколько вопросов и ответов существуют не отдельно друг от друга, а объединяются в единое целое.
  • Умение абстрагироваться. Некие отдельные характеристики явления, предмета или существа он может «отбросить» при определенных обстоятельствах и рассматривать происходящее без учета некоторых его признаков.
  • Синтез. Несколько отдельных признаков одного и того же явления умело объединяются в единое целое и таким образом дают полную картину.
  • Умение анализировать ситуацию. Несмотря на то, что человеку с понятийным мышлением свойственно использовать синтез, он в то же время способен отделять зерна от плевел, вычленять необходимые в определенный момент признаки.
  • Сравнительный анализ. С его помощью составляются различия явлений или событий. Таким образом, формируется нечто общее, что могло привести к происходящему.
  • Переход от частного общему. Сбор нескольких различных явлений в общую категорию. При использовании всех этих инструментов мы получаем наиболее полную картину происходящего. При таком подходе к решению проблемы шанс на ошибку минимален.

Признаки мышления

Мышление по характеру задач ↑

Эта классификация разделяет мышление на:

  • практическое;
  • теоретическое.

Теоретическое мышление, его характеристика в познание законов и правил. Оно отображает существенное в явлениях, объектах и т.д. Такая форма мышления была присуща Мендилееву, примером этому стало его открытие Периодической системы. В этом случае происходит обобщение абстрактных понятий.

Практическое мышление — это физическое преобразование действительности. Как правило, эта форма считается более сложной, так как часто разворачивается при таких условиях, где проверить гипотезу не представляется возможным.

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач

Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем

Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Обзор розеток и выключателей средней ценовой категории

Наиболее популярная категория электроустановочного оборудования, обойти стороной которую никак нельзя. Ведь среднестатистический домашний мастер не будет приобретать выключатель или розетку за 3000—4000 руб. Именно по этой причине и производителей электроарматуры в этом сегменте достаточно много. Но, как говорится, спрос рождает предложение. А значит и подделок в этой области в разы больше.

Расскажем немного о различных моделях некоторых брендов.

Выключатели и розетки «Anam Legrand» – популярная модель известного бренда

Стоимость выключателей этой серии в каталогах начинается с 600 руб., а розеток – с 500 руб. Довольно качественные изделия, пользующиеся популярностью, несмотря на приличную стоимость. Но это, как раз, и неудивительно – фирма дорожит своей репутацией и не выпустит на рынок неликвидный товар. Если рассматривать соотношение «цена-качество», здесь розеткам и выключателям «Анам» конкурентов нет. А что же говорят покупатели об этой модели?

Это и есть «Anam Legrand» со шторками и крышкой

«Lexman» — что можно сказать об их продукции

Изделия этого производителя сочетают в себе невысокую стоимость и неплохое качество. Однако на второе место рейтинга они уходят по причине большого количества брака. Особенно часто домашние мастера жалуются на магазины «Леруа Мерлен». Непонятно, с чем это связано, но факт остается фактом. В целом же отзывы о розетках «Lexman» от покупателей приемлемы.

Электроарматура «Lexman» нравится не всем

Розетки и выключатели «Schneider Electric» и их линейка «Unica Quadro»

Вполне доступная цена этой линейки «компенсируется» простотой внешнего вида – электроарматура выглядит уж слишком по-спартански. Однако качество у покупателей нареканий не вызывает, а значит бренд можно назвать вполне достойным. Средняя стоимость на российских прилавках – от 300 до 400 руб.

Еще один производитель розеток и выключателей – «ABB» с моделью «TRELB Cosmo»

И снова слишком простые изделия. Если смотреть со стороны, не обращая внимания на логотип, то электроарматура ничем не отличается от конкурентов. Это же можно сказать и о других моделях бренда. Но в наш рейтинг производитель входит, ведь о качестве продукции, выпускающейся под этой маркой, уже ходят легенды.

«ABB TRELB Cosmo» ничем особенным не отличается

Средняя стоимость электроарматуры «ABB» — от 70 до 500 руб. И хотя многие выбирают немецкие розетки и выключатели, почитателей продукции этой марки, произведенной в России достаточно.

Вопрос – ответ

Вопрос

– Существует множество ситуаций, когда человек, ощущающий, что скоро умрет, не поддается печальным мыслям, старается смотреть на жизнь с оптимизмом и искренне верит в свое выздоровление. К сожалению, спустя месяц он уже уходит из жизни. Как после такого можно заявлять, что позитивное мышление способствует исцелению?

Ответ

– Причины болезней бывают разными. Иногда их стоит искать в далеком прошлом. Люди способны менять собственное восприятие мира в те моменты, когда больны, но исправить поведение в прошлом, осознать поступки и получить важные уроки у них получается не всегда. Может быть, то, что привело к болезни, было настолько сильным, что никакое позитивное мышление с этим не справится. Но в то же время без такого мышления больной мог умереть и раньше, Высшие Силы не дали бы ему лишний день или месяц.

Вопрос

– Способна ли болезнь вообще стать уроком? Неужели у больного человека хватает энергии для того, чтобы разобраться с причинами заболевания и их преодолением?

Ответ

– Естественно, болеющие люди ощущают себя невероятно истощенными, по этой причине всеми возможными путями стоит поддерживать свое тело. Оно должно иметь требуемую энергию, чтобы была возможность переживать страдания. В таком случае человек смог бы получить как силу, так и отдых, что позволит ему разобраться с причинами заболеваний на душевном уровне.

У него будет время на то, чтобы осмыслить свое прошлое, чему-то научиться и исправить ошибки. По-другому природа не сможет учить людей, ведь они не слышат ее голоса. Болезнь – это лишь намек от Высших Сил. Человек должен понять следующие вещи: он живет неправильно, выбирает ошибочные цели, неверно обращается со своим телом. Из этого следует, что заболевание может как уничтожить человека, так и быть для него величайшим благом, возвращая его к самому себе, к собственной душе, и уча его гармонии.

Характеристика видов мышления

Основными видами являются:

  • наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
  • наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
  • словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.

Встречаются и другие классификации видов мышления:

Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление

Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.

А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.

Интуитивное и аналитическое мышление

Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.

Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.

Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.

Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.

Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.

Теоретическое и практическое мышление

В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.

Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.

Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.

Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.

Реалистическое и аутистическое мышление

Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.

Произвольное и непроизвольное мышление

Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.

Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.

Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

«Жди меня»: Выпуск от 14 августа 2020 года

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Замечание 1

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Соколов Валентин

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Уровни мышления

Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли — это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения — это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Компоненты мышления

Рассмотрим основные мыслительные процессы — операции, которые в совокупности составляют само понятие мышления.

Сравнение

Одна из ключевых операций при познании человеком себя и окружающего мира, а также при решении конкретных задач. Суть данного мыслительного процесса заключается в установлении сходства и различий между предметами, понятиями, представлениями. Сравнение каких-либо объектов и действий обязательно должно основываться на одних и тех же признаках, например, при измерении объема сосудов нельзя сначала обращаться к литрам, а потом к плотности заполняемого сосуд вещества. Признак для сравнения должен быть значимым и одинаковым. Кроме того, для более точного сравнения анализ лучше производить с нескольких сторон.

Анализ и синтез

Эти два процесса взаимосвязаны. Анализ подразумевает разложение информации на части для более ясного и полного изучения, а синтез наоборот — объединение множества частей в единое целое. Синтез — обратный анализу процесс.

Абстракция и конкретизация

Абстракция и конкретизация — это операции по переходу от частного к общему и от общего к частному соответственно. То есть, имея исходную информацию в виде каких-то конкретных данных или, наоборот, в виде отвлеченных понятий, человек для решения поставленной задачи эту информацию преобразовывает.

В ходе абстрагирования изначальная информация может исказится, так как не будут учитываться существенные признаки и детали. Кроме того, при рассмотрении конкретных понятий не всегда возможно перейти к чему-то отвлеченному, что делает абстракцию не универсальной операцией.

Дедукция и индукция

Похожие на абстракцию и конкретизацию понятия, так как дедукция и индукция тоже процессы выделения частного из общего и перехода от частного к общему соответственно. Различие в том, что дедукция и индукция это не просто аналитические процессы, а способы получения умозаключений конкретным путем.

Классификация

Выделение из какого-то общего понятия отдельных позиций по видовому признаку. Классификация, как и процесс сравнения, должна производиться по одному конкретному основанию.

Обобщение

Логическая операция, которая представляет собой исключение видового признака у нескольких объектов и получение нового, не менее значимого общего понятия. Результат обобщенного мыслительного процесса — гипероним.

Процессы мышления так или иначе связаны с выявлением признаков объектов и понятий, на основе которых происходит либо объединение, либо разделение.

Аналогичные программы

Функции и процессы

Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:

  • Сравнение. Выявление схожих и отличительных свойств, качеств;
  • Анализ. Рассмотрение явления в свете его деталей и составляющих;
  • Синтез. Противоположен анализу; с его помощью целое может быть восстановлено выявлением связей;
  • Абстракция. Представление определенного качества предмета на фоне менее значимых;
  • Обобщение. Игнорирование отдельных признаков с целью осмысления общих и выявления значимых связей между предметами.

Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.

В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:

1. Репродуктивное. Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.

2. Продуктивное. Мышление, при котором личность выходит за пределы существующих понятий и дополняет свой уровень понимания новыми познаниями. Их новизна является таковой только для индивида, не считая «общечеловеческой» объективности. Если же информация, полученная индивидом, представляет новшество и для всего человечества — в таком случае речь идет о творческом мышлении.

3. Творческое. Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.

Итоги

В заключении вспомним ключевые моменты статьи:

  1. Образ мышления создаётся нашими привычками воспринимать мир. К его изменению приводят новые знания и навыки. Пока есть силы для познания нового, есть и шансы изменить стереотипы.
  2. Успешный человек воспринимает неудачи как опыт, недостаток ресурсов – как позитивную вещь, нежелание действовать – как жалость к себе.
  3. Изложенные модели мышления объединены желанием достичь цели. Нет цели – нет движения – нет прогресса. Планируйте время и распределяйте те ресурсы, которые есть.
  4. Успешными не рождаются, успешными становятся.

В каком бы направлении вы не двигались, если что-то не устраивает вас в вашей жизни, то нужно менять образ мышления. Это позволяет познать окружающий мир и себя самого. Развитию осознанных мыслей посвящено множество статей в интернете, в том числе на сайте ТренерМозга. Эти тренировки сродни физическим нагрузкам спортсменов. Но пройдя этот путь, изменив стереотипный ход мыслей, вы испытаете гордость за себя и свою жизнь.

Читайте далее:

Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь

Как изменить мышление бедности на мышление богатства

Ассоциативное мышление: его особенности и влияние на человека

Как развить тактическое мышление: 9 способов

Структурное мышление: суть, преимущества и способы его развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector