Мыслительные операции (операции мышления)

Последовательность мысли

Смотреть галерею

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Обобщение

Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. Мыслительные операции, абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение – это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даём нокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице.

То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Процессы

Структура мыслительного процесса содержит 3 основные формы.

  • Понятие включает в себя представление об объектах и реалиях, которые наблюдает субъект. Индивид может узнать их по общим признакам. Конкретная модель означает истинные объекты, такие как дом, стол, автомобиль. Относительная модель не имеет постоянной величины и зависит от индивидуального восприятия. Например, слова «красота», «счастье», «печаль» каждый объясняет по-своему. Содержание всех определений раскрывается через речь.
  • Суждение представляет собой отрицательное или утвердительное высказывание о действительности. В процессе участвуют слуховое, зрительное, обонятельное типы восприятия.
  • Умозаключение складывается в результате формирования новой точки зрения на базе существующих мнений. Субъект выстраивает различные цепочки идей. Основными методами умозаключения являются индукция и дедукция. Индуктивный метод строится по принципу от частных понятий к общему представлению о чём-либо: определённое обстоятельство выводит общий закон, характерный для всех подобных существ. Если какая-то конкретная сова способна видеть в темноте, то и другие совы тоже видят в темноте. Дедукция основывается на движении от общего представления к частному случаю. Если все совы могут видеть в темноте, то и какая-то конкретная сова тоже видит в тёмное время суток. Подсознанию человека свойственно только дедуктивное мышление. Сознание личности знает закон и ищет обстоятельства. В то же время индивид, узнав о любом случае, на бессознательном уровне выискивает закон. Параллель между двумя видами мыслительного акта очевидна.

Сначала создаётся конкретная ситуация, затем происходит сбор информации, её анализ. Дальше субъект решает поставленную перед ним задачу, ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прогнозирует варианты развития событий.

  • Анализ предполагает мысленное раздробление целого на части, вычленение действий, свойств, признаков, сторон, отношений.
  • Синтез подразумевает умственный процесс, служащий объединению отдельных частей, свойств, отношений в одно целое.
  • Сравнение помогает установить сходства и различия между понятиями, их качественными характеристиками.
  • Классификация позволяет делать мысленную систематизацию собственных представлений, распределяя их по группам, подгруппам в зависимости от сходств и различий.
  • Абстрагирование подразумевает мысленное отвлечение (уход в сторону) от незначительных признаков, чтобы изолировать объект изучения от всех остальных и лучше познать его сущность.
  • Обобщение заключается в выявлении общих сторон объектов, выражающихся в виде правил, законов, формул, понятий.
  • Конкретизация помогает раскрыть содержание с помощью возвращения мысли от общего и абстрактного понятия к единичному, более конкретному случаю.

Весь процесс имеет следующие этапы:

  • подготовка;
  • поиск путей разрешения вопроса;
  • вдохновение к его достижению;
  • проверка результатов.

Суждение

Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

Типы мышления

Каждый из нас в течение дня в зависимости от ситуации пользуется различными типами мышления. Несмотря на то, что человек в течение дня в зависимости от ситуации способен пользоваться различными типами общения, развиты они у нас в разной степени.

  • Абстрактное мышление. Абстрактные мыслители могут связывать, казалось бы, случайные вещи друг с другом. Это потому, что они видят картину гораздо шире, чем люди с другими типами. Видят связи, скрытые значения, которых не видят другие. Они получают удовольствие от разгадывания сложных головоломок и быстро устают от рутинных задач.
  • Аналитическое мышление. Аналитики делят задачу на составные части и решают ее структурированно, при помощи методического подхода. Способны размышлять над одной и той же проблемой месяцами.
  • Творческое. Такие личности подходят к решению задач нестандартно, смотрят на ситуацию под другим углом. О творческом мышлении подробнее написано в конце статьи.
  • Конкретно-предметное мышление. Фокусируется на физическом мире, а не на абстрактном. Мыслители-конкретики любят неопровержимые факты, цифры и статистику. Нет философов, думающих конкретно. В то же время дети думают в конкретных терминах, поскольку это очень простая и буквальная форма понимания.
  • Критическое мышление. Критические мыслители проводят тщательную оценку, анализ задачи и выводят обоснованный вывод. Они относятся критично (т.е. с сомнением) как к поступающей информации, так и к собственным убеждениям.
  • Конвергентное мышление. Это объединение конечного количества точек зрения или идей для нахождения единого решения. Одним из примеров является вопрос с несколькими вариантами ответов на экзамене. У вас есть четыре возможных ответа, но только один правильный. Чтобы решить эту проблему, вы должны использовать именно этот тип.
  • Дивергентное мышление. Напротив, дивергентное является противоположностью конвергентного. Это способ изучения бесконечного числа решений, чтобы найти верное. Вместо того чтобы начинать с определенного количества идей и сходиться к ответу, личность с дивергентным мышлением, напротив, рассматривает задачу как можно шире, идет как можно дальше в поисках решения.

Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам рассматривать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств разрешается назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её существование призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт отказ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут находиться (в присуствии) произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Так-таки абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто именно-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто такой-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (пропорция позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что стократ лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная работенка направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит рассматривать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные поступки, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в будущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная интенсификация в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает наперсник с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мысль объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит сие за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют изобретательно мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Дух имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, же её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Другой вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, безвыгодный стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основополагающий же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю житьё-бытьё.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп получи и распишись сегодня для всех знаков зодиака

Узнайте почему вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Вследствие свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Сие со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Виды мышления:

Мышление – это особого рода деятельность,
имеющая свою структуру и виды.

В науке известны многочисленные виды
мышления. Единой классификации не
существует.

  1. по характеру решаемых задач:

    1. теоретическое: понятийное(словесно-логическое),
      образное

    2. практическое: наглядно-образное и
      наглядно-действенное

  2. по степени развернутости и осознанности
    дискурсивное иинтуитивное;

  3. по степени новизны и оригинальности —
    репродуктивное и продуктивное
    (творческое);

  4. по числу участников — индивидуальное
    и коллективное мышление.

  1. По характеру решаемых задач:

  1. Мышление теоретическое— вид
    мышления, направленный в основном на
    нахождение общих закономерностей. Это
    мышление ученых, оно меньше связано с
    практикой.

  1. Понятийное мышление – это такое
    мышление, в котором используются
    определенные понятия. При этом, решая
    те или иные умственные задачи, человек
    не обращается к поиску с помощью
    специальных методов какой-либо новой
    информации, а использует готовые знания,
    полученные другими людьми и выраженными
    в форме понятий, суждений, умозаключений.

  2. Образное мышление – это вид мыслительного
    процесса, в котором используются образы.
    Эти образы извлекаются непосредственно
    из памяти или воссоздаются воображением.
    В ходе решения мыслительных задач
    соответствующие образы мысленно
    преобразуются так, что в результате
    манипулирования ими можно найти решение
    интересующей задачи.

Однако хотя понятийное и образное
мышление являются разновидностями
теоретического мышления, они находятся
в постоянном взаимодействии. Они
дополняют друг друга, раскрывая перед
нами различные стороны бытия. Понятийное
мышление дает наиболее точное и обобщенное
отражение действительности, но это
отражение абстрактно. В свою очередь,
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное отражение
окружающей нас действительности. Таким
образом, понятийное и образное мышление
дополняют друг друга и обеспечивают
глубокое и разностороннее отражение
действительности.

  1. Мышление практическое— вид мышления,
    направленный на решение практических
    задач.

  1. По степени развернутости и осознанности

  1. Мышление дискурсивное — аналитическое,
    развернутое во времени, поэтапноеи значительно осознанное.

  2. Мышление интуитивное — вид мышления,
    характеризующийся свернутостью,
    одномоментностью, протеканием без
    этапов. Основными
    характеристиками интуитивного мышления
    являются, напротив, быстрота
    протекания, отсутствие явно выраженных
    этапов и минимальная осознанность
    .
    Таким образом, для их сравнения
    используются три признака: временной
    (время протекания процесса), структурный
    (членение на этапы), степень осознанности
    протекания.

Интуиция — способность находить быстро
верное решение задачи и ориентироваться
в сложных жизненных ситуациях, а также
предвидеть ход событий.

  1. По степени новизны и оригинальности

  1. Мышление репродуктивное — вид мышления,
    который выражается в способности
    воспроизводить способы решения задач
    после обучения или по образцу.
    Репродуктивное мышление характеризуется
    применением готовых знаний и умений.

  2. Мышление творческое (продуктивное) —
    вид мышления, связанный с созданием
    или открытием чего-либо нового. Это
    способность решать нестандартные
    задачи, проблемы, находить новые способы
    мышления (эвристики).

Продуктивное мышление направлено на
создание нового способа решения той
или иной задачи или усовершенствование
уже существующего способа.

  1. По числу участников:

  1. Мышление индивидуальное — мышление
    отдельного индивида.

  2. Мышление коллективное — мышление группы
    людей при решении проблем и задач.

Сравнение

Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами.

Логические операции

Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студент-журналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести.

8 врагов продуктивного мышления

Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.

Телевизор

Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.

Соцсети

Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.

Алкоголь и сигареты

Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.

Неправильное питание

От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.

Недосып

Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.

Малоподвижный образ жизни

И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.

Однообразие

Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?

Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.

Синтез

Это умственная деятельность, прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь.

Основные операции мышления, такие как анализ и синтез, идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий.

Основные виды мышления

Вид
мышления

Характеристика

Теоретическое

понятийное

В
процессе решения задачи человек
обращается к понятиям, выполняет
действия в уме, непосредственно не
имея дела с опытом, получаемым при
помощи органов чувств. Характерно для
научных теоретических исследований.

Теоретическое

образное

Отличается
от понятийного тем, что материалом,
который использует человек для решения
задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а образы они или
извлекаются из памяти, или творчески
воссоздаются воображением. — работники
литературы, искусства, люди творческого
труда.

Эти два вида
мышления дополняют друг друга,
раскрывают человеку

разные,
но взаимосвязанные стороны бытия.

Наглядно-образное

Мыслительный
процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком
окружающей действительности, а сами
необходимые для мышления образы
представлены в его кратковременной
и оперативной памяти.

Наглядно-действенное

Процесс
мышления представляет собой практическую
преобразовательную деятельность,
осуществляемую человеком с реальными
предметами. Основным условием решения
задачи в данном случае являются
правильные действия с соответствующими
предметами. Широко представлен этот
вид мышления у людей, занятых реальным
производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.

Заметим,
что перечисленные виды мышления выступают
одновременно и как уровни его развития.
Теоретическое
мышление

считается более совершенным, чем
практическое,
а понятийное
представляет собой более высокий уровень
развития, чем образное.
Все виды мышления у человека сосуществуют,
могут быть представлены в одной и той
же деятельности. Однако в зависимости
от ее характера и конечных целей
доминирует тот или иной вид мышления.
По степени своей сложности, по требованиям,
которые они предъявляют к интеллектуальным
и другим способностям человека, все
названные виды мышления не уступают
друг другу.

Мышление
в отличие от других процессов совершается
в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить
следующие логические
операции:

а) сравнение

б) анализ

в) синтез

г) абстракция

д) обобщение

а)
Сравнениевскрывает
тождество и различие вещей. Результатом
сравнения может стать классификация.
Нередко она выступает как первичная
форма теоретического и практического
познания.

б)
Анализ— это
расчленение предмета, мысленное или
практическое, не составляющие его
элементы с последующим их сравнением.

в)
Синтезесть построение
целого из аналитические заданных частей.

Анализ
и синтез обычно осуществляются вместе,
способствуют более глубокому познанию
действительности.

г)
Абстракция
— это выделение какой-либо стороны или
аспекта явления, которые в действительности
как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование выполняется для более
тщательного их изучения и, как правило,
на основе предварительно произведенного
анализа и синтеза.

д)
Общение— выступает
как соединение существенного
(абстрагирование) и связывание его с
классом предметов и явлений. Понятие
становится одной из форм мысленного
общения.

Кроме
рассмотренных видов и операций, имеются
еще и процессы
мышления:

а)
суждение
— высказывание, содержащее определенную
мысль;

б)
умозаключение— представляет
собой серию логически связанных
высказываний, из которых выводится
новое знание;

в)
определения
понятий

— рассматривается как система суждений
о некотором классе предметов (явлений),
выделяющая наиболее общие их признаки;

г)
индукция
и дедукция

— это способы производства умозаключений,
отражающие направленность мысли от
частного к общему или наоборот. Индукция
предполагает вывод частного суждения
из общего, а дедукция
— вывод общего суждения из частных.

В
процессе мышления часто вмешиваются,
изменяя его, эмоции.

По
характеру мышления выделяют типы людей:

1.
Интуитивный
тип

характеризуется преобладанием эмоций
над логикой и доминированием правого
полушария головного мозга над левым.

Критерием
истинности для интуитивного типа
выступают ощущение правильности и
практика.

2.
Мыслительный
тип
— ему
свойственны рациональность и преобладание
левого полушария мозга над правым,
примат логики над интуицией и чувством.

Критерием
правильности являются эксперимент и
логическая безупречность вывода.

Мыслительный
тип
обычно
интересуется знанием как таковым, ищет
и устанавливает логическую связь между
явлениями, в то время как интуитивный
тип
ориентирован
на прагматику, на практически полезное
использование знаний вне зависимости
от их истинности и логической
непротиворечивости.

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон

В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Развитие мышления

Обычно развитие мышления среднестатистического человека замедляется по достижению определенных результатов, например, после получения образования или хорошей высокооплачиваемой должности.

Однако для полноценной жизни необходимо постоянно развивать и тренировать следующие виды мышления:

  1. Наглядно-образное. Вспоминайте ранее увиденные образы людей, животных, природы, предметы мебели в своем или чужом доме.
  2. Словесно-логическое или абстрактное. Упражнения заключаются в написании максимального количества слов на одну букву, написании и произнесении слов наоборот, нахождении сходства и различия в словах.
  3. Наглядно-действенное. Полезно играть в шахматы, складывать оригами и пазлы, собирать конструкторы, лепить из пластилина, вырезать бумажные фигуры.
  4. Логическое. Самое доступное – это разгадывание загадок. Также полезно из набора слов исключать те, которые не соответствуют по смыслу.
  5. Творческое. Постоянно учитесь, получайте новую информацию, бывайте в новых местах, ищите новые способы решения задач, общайтесь с новыми людьми.

Развитие мышления дает человеку возможность хорошо выполнять работу, развиваться в профессии, строить карьеру, и просто интересно жить.

Мышление есть главный психический процесс человеческой жизни, поэтому развивать его необходимо постоянно.

Выбери ответ

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Содержательно
эти понятия переплетены между собой.

Человек
— это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей степени
развития живой природы — к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.

Индивид
— это единичный представитель вида «homo
sapiens» . Как индивиды люди отличаются
друг от друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами (способностями,
темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность
— это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определения. Несовпадение
же этих понятий проявляется, в частности,
в том, что существуют два отличающихся
процесса становления личности и
индивидуальности.

Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им родовой, общественной сущности. Это
освоение всегда осуществляется в
конкретно-исторических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе социальных функций и ролей,
социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная личность
есть субъект свободного, самостоятельного
и ответственного поведения в социуме.

Становление
индивидуальности есть процесс
индивидуализации объекта. Индивидуализация
— это процесс самоопределения и обособления
личности, ее выделенность из сообщества,
оформление ее отдельности, уникальности
и неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность — это самобытный, активно и
творчески проявивший себя в жизни
человек.

В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляются такие эпитеты, как
«сильная», «энергичная»,
«независимая», подчеркивая тем
самым ее деятельностную представленность
в глазах других. Об индивидуальности
говорят «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.

Операции мышления

Операции мышления являются единственными операциями, которые приносят результат в мыслительной деятельности человека:

  • Анализ – разделение задачи на составляющие ее элементы.
  • Синтез – объединение элементов задачи, которые были разделены в процессе анализа; выявление связей между элементами.
  • Сравнение – сопоставление элементов задачи для выявления сходства и различия.
  • Классификация – расположение элементов задачи по групповым признакам.
  • Обобщение – соединение элементов задачи по однородным свойствам.
  • Конкретизация – отделение частного от общего.
  • Абстрагирование – обособление одного элемента и отвлечение от других.

Свойства мыслительной деятельности

Наиболее развитая ступень генерирования мыслей – это мышление ассоциативное, абстрактное, или, как его еще иначе называют, творческое мышление. Но его используют отнюдь не всегда. Например, для решения бытовых проблем применяется мышление логическое, а для создания произведений искусства – именно творческое.

Мышление и деятельность человека между собой взаимосвязаны. Мыслительная деятельность по своему содержанию делится на научную, творческую и практическую. Классификация видов мышления происходит также в зависимости от его глубины. На этом основании выделяют теоретическое и эмпирическое мышление. Последний тип строится на основе опыта, и если рассмотреть этапы развития мышления, он – самый низший.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — что это такое?

В свою очередь логическое мышление имеет более сложную структуру и направлено на решение самых разнообразных задач. Для него характерны соотношение интеллекта и воли, а также особенностей психики человека. Практический образ мышления связан с тем, как люди умеют вырабатывать планы, ставить цели, а также систематизировать разные понятия.

Аналитическое мышление неразрывно связно с практикой и основывается на предыдущих знаниях, а результатом его является создание теорий, построение закономерностей и обобщение опыта.

Стоит несколько слов сказать о таком понятии, как свойства мышления. Их существует несколько: логичность, направленность, объективность или субъективность, развитость или неразвитость и т.п.

Литература

Анализ
Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.
Сравнение
Одна из логических операциймышления. Задания на С. предметов,изображений,понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для С., которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т.д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector