Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки

Содержание:

Рекомендации для новичков

В изучении языка, как и в любом другом деле, вам поможет лишь упорный труд и систематический подход. Учитесь каждый день, не бойтесь трудностей, будьте настойчивы в достижении цели.

Для получения положительного результата вам нужно поработать над собой и постоянно улучшать свои навыки.

Терпение и раскованность

Боязнь большинства новичков – «надо мной буду смеяться». Из-за этого они так и остаются новичками на протяжении многих месяцев и даже лет. Помните, что без применения знаний на практике вы ничему не научитесь, а так и продолжите топтаться на одном месте.

Не бойтесь разговаривать на изучаемом языке, пусть и не идеально. Никто не будет смеяться над вами, ведь понимают – для вас это не родной язык. И попытка выучить что-то новое вызывает уважение у окружающих.

Больше общения с носителями языка

Ничто так не способствует развитию в изучении языка, как общение с его носителями. Старайтесь общаться с несколькими украинцами, не бойтесь показаться глупым. Адекватные люди нормально воспринимают ошибки иностранцев и с удовольствием помогают их исправлять.

Найдите единомышленника, чтобы учиться вместе.

А если у кого-то ваши промахи вызывают насмешки, это означает только одно – вам не по пути с этим человеком. Старайтесь окружать себя теми людьми, которые способны тактично и аккуратно вас поправить.

Искать собеседника можно в интернете. Есть сайты, где можно обменяться контактами с теми, кто изучает ваш язык. Во время разговора собеседник будет совершенствовать свой русский язык, а вы – украинский.

Переписка на украинском языке

При этом старайтесь использовать те слова, которые знаете, не обращайтесь к онайн-переводчикам. Стремитесь к такому уровню владения языка, когда для комфортного общения вам не придётся подглядывать в словарь.

Чтение в оригинале

Старайтесь заполнить свою жизнь украинскими текстами. Смотреть новости, читать книги, полезные статьи на изучаемом языке. Сначала это может вызывать дискомфорт, и придется часто обращаться к словарю, чтобы уточнить значение слова.

Но со временем вы начнете запоминать частоповторяющиеся слова. И со временем обращаться к словарю вы будете все реже и реже.

8 способов повышения грамотности

1

Способ 1: попросите окружающих вас поправлять

Если вы часто допускаете ошибки в словах (не только в письменной, но и в устной речи), вам сложно самостоятельно их заметить. На это есть несколько причин: вы думаете, что написали (или произнесли) слово правильно; ваш взгляд уже «зашорен»; вы невнимательны. Во всех этих случаях помогут близкие — не стесняйтесь просить их поправлять вас, но следите, чтобы при этом они обязательно указывали вам на ошибки. Иначе эффекта не будет!

2

Способ 2: пользуйтесь подсказками

Если вы сомневаетесь в написании или в употреблении какого-либо слова, посмотрите в Интернете, в словаре, в учебнике — это не возбраняется, и никто об этом не узнает. А то, что вы потрудились, потратили время на поиски, будет способствовать запоминанию. В следующий раз, когда вы столкнетесь с тем же словом, оно уже не поставит вас в тупик.

3

Способ 3: писать в текстовом редакторе с функцией проверки орфографии (например, Word)

Такой прием хорошо помогает замечать ошибки, так как программа их подчеркивает. В этом весомый плюс — вы никогда не пропустите неверность в написании. Но здесь есть и минус — некоторые слова могут отмечаться, даже если они напечатаны правильно. Такое происходит, когда у программы в словаре нет такого слова (такого буквосочетания), то есть она его просто не распознает, а значит подчеркивает как неправильное. Случается это, как правило, с какими-то редкими, узкоспециализированными, иностранными словами, аббревиатурами, научными терминами и так далее. Если подчеркнуто распространенное, общеупотребительное слово, то будьте уверены — вы написали его неправильно.

4

Способ 4: замените сложные слова простыми

Если вы не знаете как написать то или иное слово, и нет возможности подсмотреть, замените его более простыми синонимами. Согласитесь, лучше подстраховаться и использовать термин попроще, чем сумничать, но при этом неграмотно употребить выражение.

5

Способ 5: писать слово несколько раз от руки

Хороший прием для развития памяти: хорошо запоминается как пишется вызвавшее у вас трудности слово. Столкнувшись с таким термином, напишите его на бумаге от руки столько раз, сколько вам нужно для того, чтобы зафиксировать его правильное написание. Здесь вы задействуете так называемую моторную память. Будьте уверены, она поможет вам в деле повышения собственной грамотности.

6

Способ 6: подберите проверочное слово

В русском языке к большинству слов можно подобрать проверочное. Этому учат еще в школе. Напомним, в зависимости от контекста есть несколько способов. Например, подбор однокоренного слова, в котором гласная, в которой мы сомневаемся, находится под ударением. Или проверка правильности написания с помощью множественного числа, поиска родственных слов, применения различных суффиксов. Сомневаетесь в том, как это делается? Повторите правила русского языка по подбору проверочных слов.

7

Способ 7: пишите простыми предложениями

Если вы не знаете где ставить знаки препинания и какие, лучше разбейте ваше сложное предложение на несколько простых. Вопрос отпадет сам собой, а ваш текст при этом станет более удобочитаемым.

8

Способ 8: участвуйте в тотальном диктанте

Тотальный диктант — это общероссийский социальный образовательный проект, когда-то придуманный новосибирскими студентами. Мероприятие очень любопытное. Раз в год русскоязычные люди с разных российских городов и даже из других стран (!) собираются в одно и то же время и пишут диктант онлайн

Обратите внимание, здесь цель организаторов совпадает и с вашей целью — общее повышение грамотности. Кроме того, у проекта существует множество подготовительных курсов

И все это бесплатно. Пользуйтесь! Подробнее о тотальном диктанте вы можете узнать на официальном сайте проекта https://totaldict.ru.

Если этого вам покажется мало, рекомендую ознакомиться с материалом Как научиться писать грамотно. 10 полезных советов, где вы найдете еще больше способов стать компетентней в письменном русском языке.

Почему так важно не упустить время в обучении детей русскому языку? Уроки русского языка для детей

Многие русские дети, выросшие за рубежом, не говорят по-русски. Они учатся в школе на другом языке, говорят на другом языке со сверстниками, и очень часто семья, дом – это единственное место, где звучит русская речь. Именно поэтому роль родителей в процессе обучения детей русскому языку не просто велика, она огромна.

В русскоязычных и двуязычных семьях, проживающих за границей, родителям уже не достаточно просто говорить с ребенком по-русски, им необходимо знать, как провести уроки русского языка для детей, причем эти уроки будут совсем не похожи на уроки русского языка с детьми, живущими в России.

Изучение русского языка для детей, которые растут за рубежом, не сводится к изучению правил орфографии и пунктуации. Гораздо большую трудность для детей вызывают следующие вопросы: как составить из слов предложение, почему в данном случае нужно выбрать именно этот вид глагола, почему здесь употребляется этот падеж и этот предлог, т.е. русскую грамматику для детей нужно будет объяснять уже не как для носителей языка (у которых никогда не возникают эти вопросы), а как для иностранных детей. Дети, растущее за рубежом, уже не могут самостоятельно и бессознательно выучить разговорный русский язык!

Сравните вопросы детей, которые изучают русский язык в России и за границей:

Учим русский язык для детей в России

Учим русский язык для детей за границей

Почему надо писать не так, как слышится?

Пишем:

«У меня зелёный пенал»,
а не «у миня зилёный пинал»?

Пишем:

«Корова даёт молоко»,

а не «карова даёт малако»?

Почему надо читать не так, как пишется?

Читаем:

«У мИня зИлёный пИнал»,
а не «У мЕня зЕлёный пЕнал»?

Читаем:

«КАрова даёт мАлАко»,
а не «кОрОва даёт мОлОко»?

Виды глагола в русском языке для русских детей

У русских детей не возникает вопросов об употреблении видов в разговорной речи. Единственное, где понадобятся знания, что такое вид глагола в русском языке, – это на занятиях по русскому языку в школе в ситуации, когда надо сделать морфологический разбор глагола как части речи.

Виды глагола в русском языке. Вопросы иностранных детей

Почему здесь разные глаголы?

«Нельзя открывать эту дверь, идёт экзамен!»

«Нельзя открыть эту дверь, замок сломан!»

Почему нельзя сказать:

«Я каждый день сделал домашнее задание»,

но можно сказать:

«Я сегодня сделал домашнее задание»?

Глаголы движения в русском языке

Русские дети и взрослые в России даже не подозревают, что в русском языке есть глаголы, которые функционирует в речи совершенно по-особому, но употребляют нужный глагол безошибочно.

Глаголы движения. Русский язык как иностранный

Почему нельзя сказать:

«Смотри, спортсмены бегают к финишу»,

но можно сказать:

«Смотри, дети бегают по двору»?

Предлоги в русском языке

Не возникает вопросов.

Предлоги в русском языке. Русский язык как иностранный

Когда надо говорить предлоги В, НА, ИЗ, С?

Почему «Птичка сидит НА ветке», но «птичка сидит В
гнезде»?

Почему «Достань книгу С верхней полки», но «Достань ключи ИЗ кармана»?

! Обучение детей русскому языку за границей строится совсем иначе, чем обучение русскому языку детей в России. Даже если Вы обладаете врожденной грамотностью и Вы получали одни пятёрки на уроках русского языка в школе, даже если у Вас есть филологическое образование, Вам не будет хватать знаний для обучения русскому языку как иностранному детей. Это происходит потому, что в рамках обучения русскому языку как родному не даются знания, необходимые для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Как научить ребенка русскому языку за рубежом? Когда и с чего начать обучение русскому языку ребенка?

Чем раньше Вы начнете заниматься с ребенком русским языком, тем легче будет ребенку выучить русский язык

В тех семьях, где родители не уделяют внимание изучению детьми русского языка, язык окружающей среды постепенно заменяет русский и, в конце концов, полностью его вытесняет, в результате чего русские дети уже не могут сказать по-русски ничего, кроме «привет», «пока», «спасибо». Родители таких детей на вопрос, почему они не занимались с ребенком и не обучили своего ребенка русскому языку, обычно отвечают: «Не хотели заставлять

Захочет – сам выучит». Однако жизнь показывает, что не выучит (либо это будет стоить неимоверных усилий с его стороны).

Не нужно терять время и откладывать изучение русского языка на будущее. К тому же если Вы научитесь преподавать русский язык как иностранный, то заставлять ребенка изучать русский Вам не понадобится. Ребенку будет интересно изучать русский язык, и он полюбит говорить по-русски!

Учить русский за рубежом

Знание русского языка даже на элементарном уровне заметно облегчит первые месяцы пребывания в России, позволит быстрее адаптироваться к стране и культуре. Начать обучение можно дома. Курсы русского языка есть практически в любой стране мира.

Курсы при Российских центрах науки и культуры за рубежом

ННГУ

Курсы русского языка при российских центрах науки и культуры (РЦНК) открыты более чем в 50 странах мира. Ежегодно их посещают более 19 000 человек.

Курсы при РЦНК ориентированы на различные аудитории — от госслужащих и сотрудников частных фирм до студентов и детей русских соотечественников.

Обучение платное. Стоимость узнавайте в РЦНК в вашей стране.

Курсы при зарубежных университетах

ННГУ

В университетах многих стран есть кафедры (или факультеты) русского языка, на базе которых организуются курсы для всех желающих. Среди них — Университет Лидса (Великобритания), Королевский колледж Лондона (Великобритания), Институт русского языка и культуры имени А. С. Пушкина (Венесуэла), Бостонский университет (США), Колумбийский университет города Нью-Йорк (США), Берлинский университет им. Гумбольдта (Германия), Немецко-русский институт культуры (Германия) и др.

Курсы платные. Стоимость узнавайте в университетах.

Курсы при фонде «Русский мир»

Русский язык можно учить и в центрах российского благотворительного фонда «Русский мир» за рубежом. Есть платные (если проводятся партнерами «Русского мира») и бесплатные курсы (если финансируются «Русским миром»).

Дистанционные курсы

Главные плюсы дистанционных курсов — их доступность и возможность обучения в любое удобное для вас время.

Бесплатные интернет-курсы, как правило, представляют собой набор учебных модулей (или программ) для самостоятельного изучения языка. Вот некоторые из них:

  • Сайт «Образование на русском»

  • Интерактивная программа «Время говорить по-русски»

  • Открытые онлайн-курсы русского языка при Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ)

Если вам необходима помощь преподавателя, то можно подобрать платные курсы дистанционного обучения. Центры изучения русского языка для иностранцев есть во многих российских вузах, некоторые из них наряду с офлайн-обучением предлагают дистанционные модульные программы и уроки по Skype.

Шаблон чертежа Автокад

Наверняка каждый из вас замечал, что при создании нового файла в программе, т.е. при выполнении действий Меню – «Создать» — «Чертеж…» открывается окно выбора файлов (см. рис.). Именно в папке Template хранятся так называемые шаблоны AutoCAD.

Шаблоны AutoCAD

Под шаблоном чертежа подразумевается файл, хранящий настройки стилей для текста, размеров, таблиц, мультивыносок, а также слоев и, что не мало важно, единиц измерения.Можно также заготовитьшаблоны рамок для Автокадаи, конечно же,настроить листы. Причем шаблоны AutoCAD имеют расширение файлов *.dwt

Так, к примеру, для создания чертежей, где в качестве единиц измерения используются британские — дюймы, нужно использовать файлыacad.dwt, acadlt.dwt.Если чертеж должен быть выполнен в метрических единицах — миллиметрах, то используйте шаблоныacadiso.dwtилиacadltiso.dwt.

В нашем случае будем пользоваться шаблонacadiso.dwt— настройки данного файла полностью подходят для реализации наших проектов.

Большинство компаний используют шаблоны AutoCAD ГОСТ, соответствующие стандартам предприятия. Они часто применяют разные файлы шаблонов чертежей, в зависимости от требований проекта или клиента.

Создание собственного файла шаблона чертежа

Любой чертеж (формат *.dwg) можно сохранить в качестве шаблона чертежа (формат *.dwt). Можно также открыть существующий файл шаблона чертежа, изменить его, а затем сохранить его снова, к примеру, под другим именем. Для этого необходимо выполнить Файл — Сохранить как — Шаблон чертежа AutoCAD.

AutoCAD dwt

Однако, прежде чем сохранять шаблон, его следует настроить. Итак, алгоритм создания шаблона в AutoCAD следующий:

  1. Создать и настроить текстовый и размерный стиль в соответствии с ГОСТ.
  2. Создать и настроить стиль для таблиц и мультивыносок.
  3. Создать основные слои, задать им имя, цвет и др. настройки.
  4. Создать и настроить листы в соответствии со стандартными форматами (А3, А4 и т.д.).
  5. Разместить на листах рамку и заполненный штамп.
  6. При необходимости, начертить/загрузить блоки и создать собственную библиотеку.
  7. Выполнить дополнительные настройки и построения по своему усмотрению.

Конечно же в интернете можно скачать шаблоны для Автокада, однако намного рациональнее один раз его самостоятельно создать в соответствии с собственными рабочими требованиями, и со временем, приобретя больше опыта, менять настройки для реализации тех или иных функциональных замыслов.Что ж, мой вам совет, настройте Автокад шаблоны листов нужных форматов, выполните пошагово алгоритм, приведенный в этой статье и сами увидите, насколько увеличиться скорость работы в программе.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

7 класс

02. Повторение изученного в 5-6 классах

  • 01. Лексика и фразеология часть 1
  • 02. Лексика и фразеология часть 2
  • 03. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова
  • 04. Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • 05. Морфология. Морфологический разбор слова
  • 06. Стили литературного языка научный, официально-деловой, публицистический
  • 07. Текст. Стили речи

03. Причастие

  • 01. Понятие о причастии
  • 02. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • 03. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • 04. Действительные и страдательные причастия
  • 05. Краткие причастия
  • 06. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  • 07. Морфологический разбор причастий
  • 08. Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
  • 09. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  • 10. Обобщение сведений о причастии

04. Деепричастие

  • 01. Понятие о деепричастии
  • 02. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
  • 03. Написание НЕ с деепричастиями
  • 04. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
  • 05. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. Контрольный урок

05. Предлоги

  • 01. Употребление предлогов
  • 02. Непроизводные и производные предлоги
  • 03. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

06. Союзы

  • 01. Союз как часть речи
  • 02. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении
  • 03. Сочинительные союзы
  • 04. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов
  • 05. Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном
  • 06. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

07. Частицы

  • 01. Понятие о частице
  • 02. Разряды частиц. Формообразующие частицы
  • 03. Смысловые частицы. Продолжение темы
  • 04. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц
  • 05. Отрицательные частицы
  • 06. Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

Русский язык 2 класс

Звук и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й
Что обозначают буквы е, ё, ю, я
Ь – показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине
Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными
Прямое и переносное значение слов
Родственные слова. Корень слова
Предложение. Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения
Как установить связь слов в предложении
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Проверка парных согласных звуков в корне слова
Правописание слов с разделительным Ь
Что такое части речи?
Имя существительное. Род имён существительных
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имена существительные собственные и нарицательные
Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в названиях книг, журналов, в именах сказочных героев, географических названиях
Единственное и множественное число имён существительных
Что такое глагол?
Единственное и множественное число глагола
Правописание частицы НЕ с глаголом
Что такое прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным
Единственное и множественное число имени прилагательного
Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами
Что такое местоимение
Диалог и монолог
Текст. Заголовок текста. Части текста
Тема и главная мысль текста
Что такое текст-повествование?
Что такое текст-описание
Что такое текст-рассуждение?
Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собра­ли реко­мен­да­ции от педа­го­гов и линг­ви­стов, кото­рые упро­стят про­цесс «зазуб­ри­ва­ния» пра­вил и помо­гут обо­га­тить сло­вар­ный запас. Попробуйте при­ме­нять их в ходе обу­че­ния, что­бы понять, как быст­ро выучить рус­ский язык, и начать полу­чать удо­воль­ствие от его изучения.

Больше читай­те

Возьмите за пра­ви­ло чаще читать то, что вам нра­вит­ся. Это не обя­за­тель­но долж­ны быть кни­ги клас­си­ков — будет доста­точ­но даже постов из паб­ли­ков в соци­аль­ных сетях. Главное, что­бы тек­сты в них были напи­са­ны гра­мот­но и с исполь­зо­ва­ни­ем широ­кой лексики.

Создавайте обра­зы языка

Когда вы чита­е­те, вы запо­ми­на­е­те напи­са­ние слов. Но толь­ко при усло­вии, если обра­ща­е­те на них вни­ма­ние. Сформируйте в себе то, что назы­ва­ют «врож­ден­ной гра­мот­но­стью». Видите сло­во, кото­рое напи­са­ли бы ина­че? Запомните его и боль­ше нико­гда не пиши­те «сим­па­тич­ный» с бук­вой «о» или «дев­чон­ка» с «е».

Не про­пу­сти­те:

Интересуйтесь исто­ри­ей

Вы зна­е­те исто­рию сло­ва «обра­зо­ван­ный»? А ведь есть инте­рес­ная тео­рия о том, что оно про­ис­хо­дит от сло­ва «образ», то есть обра­зо­ван­ный чело­век ста­но­вит­ся едва ли не подоб­ным Богу.

А И таких инте­рес­ных исто­рий тыся­чи. Просто най­ди­те их.

Научитесь видеть струк­ту­ру слова

Разбивайте сло­ва на мор­фе­мы – выде­ляй­те кор­ни, при­став­ки, суф­фик­сы и окон­ча­ния, под­би­рай­те одно­ко­рен­ные сло­ва. Это помо­жет видеть «про­блем­ные» обла­сти и рабо­тать над ошибками.

Задействуйте мне­мо­ни­ку

Мнемоника пред­по­ла­га­ет поиск ассо­ци­а­ций. Не може­те запом­нить пра­ви­ло напи­са­ния сло­ва? Подберите ассо­ци­а­цию, най­ди­те мне­мо­ни­че­ские мар­ке­ры. Можно исполь­зо­вать даже те, кото­рые будут казать­ся сума­сшед­ши­ми или странными.

Чаще общай­тесь с гра­мот­ны­ми людьми

Больше общай­тесь пись­мен­но и ста­рай­тесь выби­рать в собе­сед­ни­ки гра­мот­ных людей. Это не зна­чит, что вы долж­ны отстра­нить­ся от дру­зей. Просто чаще всту­пай­те в диа­ло­ги с теми, кто пишет гра­мот­но и обла­да­ет боль­шим сло­вар­ным запасом.

Используйте обу­ча­ю­щие приложения

Установите на смарт­фон обу­ча­ю­щие при­ло­же­ния вро­де «Слова дня», «Отличника по рус­ско­му» или «Глазария язы­ка». Как мож­но чаще откры­вай­те их в сво­бод­ное вре­мя: напри­мер, в обе­ден­ный пере­рыв или в обще­ствен­ном транспорте.

Объявляйте охо­ту на незна­ко­мые слова

Во вре­мя чте­ния или сер­фин­га в Интернете ста­рай­тесь созна­тель­но искать незна­ко­мые сло­ва и сло­ва, в пра­виль­ном напи­са­нии кото­рых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошиб­ки

Добавьте к запо­ми­на­нию эмо­ций: напи­ши­те сло­во непра­виль­но и посмот­ри­те на него. Искренне воз­не­на­видь­те ошиб­ку и задай­те себе рито­ри­че­ский вопрос: «Ну как же мож­но так писать?». Затем напи­ши­те сло­во пра­виль­но и оце­ни­те кра­со­ту его гра­мот­ной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вме­сте сло­ва, напи­са­ние кото­рых часто вызы­ва­ет у вас про­бле­мы. Возьмите блок­нот или тет­радь, запи­ши­те туда их и их сло­во­фор­мы. Как мож­но чаще обра­щай­тесь к сво­е­му сло­ва­рю и напо­ми­най­те себе о пра­виль­ном напи­са­нии «про­блем­ных слов».

Резюме

Как выучить рус­ский язык быст­ро, лег­ко и само­сто­я­тель­но? Полюбить сам про­цесс его изу­че­ния. Постарайтесь как мож­но боль­ше читать, раз­би­рать и повто­рять пра­ви­ла, исполь­зо­вать мне­мо­ни­че­ские при­е­мы и созда­вать обра­зы слов. Отдавайте пред­по­чте­ние в пись­мен­ном обще­нии гра­мот­ным людям, у кото­рых есть чему поучить­ся. Создайте соб­ствен­ный сло­варь «про­блем­ных» слов и чаще обра­щай­тесь к нему. Не забы­вай­те при­ме­нять зна­ния на прак­ти­ке – регу­ляр­но про­ве­ряй­те себя на гра­мот­ность с помо­щью тестов.

Скачать ста­тью: PDF

Учить русский в России

Чтобы начать учиться в России, вовсе необязательно знать русский язык: можно выучить его на подготовительном отделении, курсах или найти программу на английском языке.

Подготовительные отделения в российских университетах

ННГУ

Обучение на подготовительных отделениях российских вузов для иностранцев длится один учебный год. Программа включает изучение русского языка (4-6 часов в день), а также некоторых общеобразовательных предметов: математики, химии и прочих (в зависимости от выбранной специальности). Для англоговорящих студентов первое время занятия по общим предметам ведутся на английском языке. В дальнейшем они переходят на обучение на русском.

По словам преподавателей, выучить русский язык за один год вполне реально, большинство иностранных студентов с этим успешно справляется.

Обучение на подготовительном отделении для иностранных граждан платное. Бесплатно по этой программе учатся только студенты, поступившие в рамках квоты (государственных стипендий).

Подготовительные отделения по изучению русского языка есть в ВШЭ, ИТМО, ЛЭТИ, КФУ, МИСиС, МИФИ, ТПУ, МФТИ, НГУ, ННГУ, УрФУ, СПбПУ, МГУ, РУДН, ДВФУ, СФУ и других российских университетах. Выбрать программу вы можете здесь.

Курсы при российских университетах

На этих курсах вы можете выбрать уровень, группу, интенсивность обучения, программу («Русский по фильмам и литературе», «Язык средств массовой информации», «Русский язык для бизнеса»), продолжительность (от одной-двух недель до трех-четырех месяцев).

Их основное преимущество — гарантия высокого качества обучения, ведь занятия ведут преподаватели вузов, специализирующиеся на языковой подготовке иностранцев.

Такие курсы есть в  и других российских вузах.

Летние школы

ННГУ

Международные летние школы, кроме уроков русского языка, включают обширную культурную программу — обзорные экскурсии по городу и региону, посещение достопримечательностей, спортивные соревнования, отдых на природе и т.д.

Срок обучения — от трех до восьми недель. По окончании выдается сертификат.

Летние школы ежегодно проводят ВШЭ, ЛЭТИ, КФУ, ТПУ, НГУ, ННГУ, УрФУ и другие российские вузы. В «Высшей школе экономике» и Томском политехническом университете также есть зимние школы русского языка.

Подробная информация о сроках обучения, стоимости и условиях участия есть в описании программы. Чтобы найти подходящую, воспользуйтесь нашим поисковым сервисом.

С какими проблемами можно столкнуться при самостоятельном изучении

Абсолютно любой язык, не только украинский, невозможно выучить без занятий с репетитором и без общения с носителями. Вы можете посвятить годы на самостоятельное изучение языка, но ни одна книга или учебник не поможет вам так, как живой преподаватель.

Но и самостоятельное изучение – это важная составляющая учёбы. Без этого занятия с учителем не дадут желаемого результата.

Вот, что должно включать в себе оптимальное изучение языка:

  • занятия с преподавателем;
  • общение с носителями языка;
  • самостоятельное обучение дома по книгам, курсам, фильмам и т.д.

Если хоть одна из трёх составляющих отсутствует, это значительно тормозит ваш процесс.

Накладно заниматься с репетитором? Освойте базовые знания, преодолейте с учителем первые сложности, а потом можете продолжить обучение без посторонней помощи. Изучать язык с самого нуля в одиночку – плохая идея.

Как быстро выучить правила русского языка

Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:

Падеж Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом

Именительный(Кто? Что?)

Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом
Родительный(Кого? Чего?) Яблока Девочки Собаки Солнца Пирога Дома
Дательный(Кому? Чему?) Яблоку Девочке Собаке Солнцу Пирогу Дому
Винительный(Кого? Что?) Яблоко Девочку Собаку Солнце Пирог Дом
Творительный(Кем? Чем?) Яблоком Девочкой Собакой Солнцем Пирогом Домом
Предложный(О ком? О чем?) О яблоке О девочке О собаке О солнце О пироге О доме

Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.

Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:

Мы пошли с Надюшей в душ,Вдруг приперся Надин муж.То ли мне надеть одежду?То ли мне одеть Надежду?

Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector