Пенсионная система: понятие, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. перспективы развития пенсионной системы
Содержание:
- Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф
- Порядок выплаты
- История
- Условия наступления права на заслуженный отдых
- Минимальная пенсия в России
- Основные понятия и субъекты
- Проблемы и перспективы российской пенсионной системы
- 2014
- Пенсионная система России 1990 — 2001 годов
- Виды пенсионных систем
- Какая пенсионная система в России?
- Современный этап
Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий
людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить свое
проживание, в том числе пенсионеров.
Так, средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
военным, компенсации пенсионерам,
пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные цели.
Таким образом, определяется его важное
социальное значение. В основные
задачи ПФ
РФ входят:1. —
целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц; контроль с участием
налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в ПФ РФ страховых
взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;
—
целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц; контроль с участием
налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в ПФ РФ страховых
взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;
—
назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн.
пенсионеров);
—
организация работы по взысканию с
работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери
кормильца;
—
назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям граждан:
ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие
военной травмы, Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации и т. д.
персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного
страхования; взаимодействие со
страхователями (работодателями
—
плательщиками страховых пенсионных
взносов), взыскание недоимки;
—
выдача сертификатов на получение
материнского (семейного) капитала; —
управление средствами пенсионной
системы;
—
реализация Программы государственного
софинансирования добровольных пенсионных
накоплений (Федеральный закон № 56-ФЗ
от 30.04.2008 г., она же — программа «тысяча
на тысячу»);- с 2010 года — администрирование
страховых средств, поступающих по
обязательному пенсионному страхованию
и обязательному медицинскому страхованию;
—
с 2010 года — установление федеральной
социальной доплаты к социальным пенсиям,
в целях доведения совокупного дохода
пенсионера до величины прожиточного
минимума пенсионера;
—
разработка и подготовка предложений
по совершенствованию пенсионного
обеспечения и выполнению социальных
программ;
—
межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся
к компетенции ПФ РФ, участие в разработке
и реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам
пенсий и пособий;
—
проведение научно-исследовательской
работы в области государственного
пенсионного страхования;
проведение
разъяснительной работы среди населения
и юридических лиц по вопросам, относящимся
к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ может принимать
участие в финансировании программ
социальной защиты пожилых и нетрудоспособных
граждан. Работа Пенсионного фонда РФ
проявляется в выполнении ряда
функций.Функции Пенсионного фонда РФ:
1. Фискальная —
аккумулирование денежных средств
граждан страны для финансирования
государственных мероприятий пенсионного
обеспечения.
2.
Перераспределительная —
обеспечение граждан страны, нуждающихся
в материальной поддержке, государственными
пенсиями по старости, инвалидности,
потери кормильца, за выслугу лет, а так
же дополнительным пенсионным обеспечением.
3.Контрольная —
отображение сложившихся в стране условий
функционирования государственной
пенсионной системы и уровня материальной
поддержки пенсионеров. Работа Пенсионного
фонда РФ, как финансового института,
состоит в перераспределении финансовых
средств из источников, установленных
российским законодательством, на
проведение мероприятий государственного
пенсионного страхования.2
Порядок выплаты
Пенсия выплачивается пенсионеру ежемесячно. Он самостоятельно может выбрать способ доставки:
- Традиционный через Почту России. Получатель приходит в почтовое отделение в назначенный для этого день, или ему доставляют деньги на дом.
- Через банк. Пенсионер получает пенсию в отделении или на свою банковскую карту.
- Через организацию, которая уполномочена ПФР выдавать пенсии пенсионерам. Списки таких организаций есть в территориальном отделении фонда.
Пенсионер выбирает наиболее удобный для него способ получения денег путем:
- подачи заявления письменно в территориальный ПФР,
- подачи электронного заявления в личном кабинете фонда.
История
Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии — в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.
В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.
Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.
Условия наступления права на заслуженный отдых
Чтобы знать, когда выходить на пенсию, нужно ориентироваться на 3 условия:
- Достижение 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Сейчас действует переходный период, в течение которого идет постепенное повышение возраста. Например, в 2020 году выходят на пенсию женщины 56 лет и мужчины 61 года. К 2028 году 60 и 65 лет соответственно.
- Страховой стаж. Он должен составить не менее 15 лет. Также действует переходный период. В 2019 году – 10 лет, далее увеличение ежегодно на 1 год. К 2024 году – 15 лет.
- Не менее 30 индивидуальных пенсионных баллов к 2025 году. В 2019 году – 16,2 балла с последующим увеличением на 2,4.
Есть категории граждан, которые имеют право на досрочный выход на заслуженный отдых. Например, женщины со стажем работы 37 лет и мужчины с 42 годами работы. Люди некоторых профессий, такие как шахтеры, трактористы и пр. имеют право пораньше уйти на заслуженный отдых.
Минимальная пенсия в России
В пенсионном законодательстве понятие «минимальный размер пенсии» не содержится. Однако концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривает, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее — ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р). Принимая это во внимание, величину ПМП можно условно считать размером минимальной пенсии по старости
Величина прожиточного минимума пенсионера как показатель минимальной пенсии
Право на социальную доплату к пенсии по старости до величины ПМП возникает у пенсионера при следующих условиях (ч. 1, 4, 5, 10 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ):
- отсутствие работы или иной деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию;
- недостижение общей суммы материального обеспечения пенсионера величины ПМП в регионе его проживания.
При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все денежные выплаты, которые ему назначены, и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются (ч. 2, 3 ст. 12.1 Закона №178-ФЗ).
Минимальная пенсия в Москве
С 1 сентября 2019 года величину городского социального стандарта минимального дохода неработающих пенсионеров — с 17,5 тысячи до 19,5 тысячи рублей.
Минимальная пенсия в Москве на начало 2019 году составляла 12 115 руб.(п. п. 3, 4 ст. 4 Закона от 24.10.1997 №134-ФЗ; ч. 6 ст. 8 Закона от 14.12.2015 №359-ФЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 21.10.2015 №58), которая приравнивается к прожиточному минимуму данного города.
Согласно законодательству РФ, пенсия не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе. Если доходы гражданина не дотягивают до величины прожиточного минимума пенсионера, ему полагается социальная доплата.
Если пенсионер прожил в Москве и присоединенных территориях более 10 лет, то пенсия составит 14 500 руб.
Это обусловлено тем, что в российском законодательстве четко указывается, что прожиточный минимум должен быть основой для определения размера социального обеспечения. Для неработающего пенсионера, пенсия которого по своему размеру не достигает уровня социального стандарта, предполагаются специальные доплаты из московского бюджета, в результате чего все равно им будут получены денежные средства, которые никаким образом не будут меньше прожиточного минимума. Доплата в месяц может достигать даже 3050 руб. Однако, если пенсионер проживает в столице меньше 10 лет, то он просто не имеет право рассчитывать на эту доплату.
Минимальная пенсия в Санкт-Петербурге
В свою очередь минимальная пенсия в 2019 году равна 8 846 рублей, без учета льгот. По статистическим данным средняя пенсия в Санкт-Петербурге по старости в 2019 году составила 13600 рублей.
Основные понятия и субъекты
Основные понятия, связанные с ОПС:
- Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
- Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
- Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
- Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.
В системе ОПС участвуют:
- Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
- работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
- сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
- работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.
СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.
- Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
- получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
- защиту имеющихся прав в суде;
- перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
- принятие участия в управлении системой.
В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.
- Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
- контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
- обмениваться данными с учреждениями ФНС;
- распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.
Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.
Проблемы и перспективы российской пенсионной системы
Современная рыночная экономика России характеризуется значительно большим неравенством доходов, по сравнению с СССР. Как результат, в пенсионной системе исключается значительная группа населения с относительно высоким доходом и, соответственно, высоким качеством жизни. Наиболее очевидным проявлением реформирования пенсионной системы становится внедрение пенсионного страхования различных категорий населения с целью защиты от бедности.
Неприспособленность пенсионной системы к потребностям среднего класса, по сути, сделала его исключением из системы обязательного пенсионного страхования. Верхний уровень заработной платы, с которого выплачиваются страховые взносы, установлен в сумме, соответствующей нижней границе заработной платы среднего класса. Введение выплат с заработной платы свыше максимального уровня только усугубит проблему, поскольку вырученные средства направляются для финансирования базовой пенсии. Средний класс выступает в качестве донора по отношению к низкооплачиваемому персоналу при формировании солидарного пенсионного фонда, а не в роли полноправного участника на этапах его распределения.
Несбалансированность пенсионной системы по отношению к разным доходным категориям населения выражается в следующем:
- работники с низким уровнем оплаты труда становятся адресатами солидарной системы, поддерживающей пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера;
- работники с высокими доходами практически не участвуют в пенсионной системе, формируя собственную пенсионную стратегию за рубежом;
- для среднего класса характерно промежуточное положение, поскольку его социальные притязания выше пенсий, образующихся в солидарной системе, однако сбережений за пределами пенсионной системы отсутствует потенциал формирования независимых накоплений. Кроме того, существует тенденция по росту удельного веса таких групп пенсионеров в экономике.
Основное ограничение для достойной пенсии связано не только с низким уровнем средней зарплаты, но и с высокой дифференциацией работников по доходам. Для половины наемного персонала характерна заработная плата менее 70% от средней по экономике. В подобных условиях для получения пенсии в размере одного прожиточного минимума, самые низкооплачиваемые работники должны отработать более 100 лет. Следовательно, причиной низких пенсий является не заниженный пенсионный возраст, а низкая оплата труда.
Помимо вышесказанного, основные проблемы развития пенсионной системы России на современном этапе:
- Стабильное увеличение количества пенсионеров. Из-за низкого уровня рождаемости возникает разница трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста. В результате это увеличивает нагрузку на пенсионную систему. При старении населения возникает проблема недостаточности финансовых ресурсов для пенсионных выплаты будущему поколению. Накопительная пенсионная система не способна полностью решить проблему, поскольку она подразумевает высокую макроэкономическую стабильность и развитие инструментов для эффективного инвестирования пенсионных сбережений.
- Повышение доли случаев досрочных выходов на пенсию, что выполняет роль не пенсионного страхования, а только усиливает конкуренцию на определенном сегменте рынка труда. За рубежом досрочная пенсия предоставляется только для 3-4 профессиональных групп, а в России количество производств и профессий, занятость в которых предполагает право досрочной пенсии, достигает 2 тысячи.
- Проблема низкого уровня пенсионной грамотности среди населения. Недостаточная информированность граждан делает невозможным рост качества услуг негосударственных пенсионных фондов.
- Наличие принципиальных различий в системе потребностей у пенсионеров различного возраста. Как и денежно-кредитная политика, это подразумевает неденежные формы поддержки во время пенсионной жизни. Потребности относительно «молодых» пенсионеров во многом связаны с деньгами, тогда как для старшего возраста резко растет спрос на услуги здравоохранения, обеспечения лекарствами, а также услуги по уходу. Поэтому реформы пенсионной системы должны сопровождать реформы сферы здравоохранения и формирование предложения социальных услуг, которые адресованы пожилым людям.
2014
Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования
В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.
«Заморозка» накопительной части пенсии
В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.
Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.
Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений
Цель «заморозки» накопительной части пенсии – введение системы гарантирования пенсионных накоплений и акционирование негосударственных пенсионных фондов.
На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html).
Повышение и перерасчет пенсий
В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.
Страховые взносы
На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.
Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.
Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года
Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.
Пенсионная система России 1990 — 2001 годов
История пенсионной системы России после 1990 года началась с принятия закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в котором пенсионное обеспечение было определено как автономная система, были установлены и принципы государственного пенсионного страхования.
Однако, уже в 1991 году стало понятно, что действовавшие ранее принципы формирования пенсий не работают при рыночной экономике. И пенсионная система, действовавшая в социалистический период времени страны полностью исчерпала свои возможности. У государства просто не было денег для выплаты пенсий. А на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, ситуация в стране становилась просто критической.
Многочисленные задержки в выплатах пенсий, которые, я думаю, помнят наши бабушки и дедушки, ярко характеризовало состояние не только пенсионной системы, но и всей страны в целом.
Более того, расчеты показывали, что к 2010 — 2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90 годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного слоя населения, соответственно и пенсионная систему может ожидать полный крах.
В результате многочисленных споров и расчетов, в декабре 2001 года, были приняты законы, устанавливающие кардинально новый подход формирования пенсионной системы.
Виды пенсионных систем
Пенсионные системы подразделяются на два типа:
- распределительная;
- накопительная.
До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.
С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:
- базовая;
- страховая;
- накопительная.
В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств — часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.
В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.
Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии — страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.
Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию. Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.
В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.
Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.
Это связано с тем, что старшее поколение не сможет накопить какой-либо значимой суммы для выплаты в качестве пенсии.
При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.
По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР. Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ. Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.
Какая пенсионная система в России?
В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.
Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось
. Так формировались личные пенсионные накопления.
Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.
При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.
Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.
По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько
(УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.
Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать
.
Современный этап
В настоящее время продолжается переход от распределительной к накопительно-распределительной структуре пенсионного обеспечения. Население может самостоятельно выбрать фонд, в который будет осуществлять взносы. Реализация этого этапа осуществляется посредством ряда мероприятий:
- Формированием нормативной базы, в соответствии с которой функционирует трехуровневая пенсионная система.
- Созданием общественного совета по инвестированию накоплений.
- Проведением конкурсов по выбору специдепозитария и управляющих компаний.
- Заключением договоров между ПФР и обслуживающими организациями об управлении накопительной частью.
- Рассылкой писем населению о величине имеющихся средств на индивидуальных счетах и бланков заявлений на выбор управляющих компаний.
- Подписанием соглашений об удостоверении подписей между несколькими банковскими организациями и ПФР.