Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя
Содержание:
- Ноты первой октавы в скрипичном ключе
- История
- 2 этап – лесенка на фортепиано
- Избавляемся от битых ссылок совсем навсегда. Полезные скрипты!
- Собственно методика
- Элементы
- Нотный стан
- Деньги необходимо копить всегда, а жить-то хочется сейчас
- Эксклюзивные нотные коллекции
- С помощью какой команды можно на слайд вставить таблицу из файла MS Excel?
- Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
- Частота нот (герцы)
- Откуда появились символы других ключей
- Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
- История
- Басовый
- Звукоряд, интервал, октавы
- Обозначение высоты звука
- Flat.io
- Буквенное обозначение тональностей
- Что же делать?
- Почему ноты тяжело читать начинающему
- Рекомендуем
- Скрипт — выгонялка пользователей + резервная копия базы.
- Вместо предисловия
- Дополнительные музыкальные знаки
- Заключение:
- Заключение
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
- Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
- Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
- Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
- Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
- Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
- Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
- Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.
История
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
2 этап – лесенка на фортепиано
Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками
Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.
Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек
Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.
Избавляемся от битых ссылок совсем навсегда. Полезные скрипты!
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
- Устанавливаем программу Anki
- Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
- В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
- Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
- Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
- «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда
Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
- Открыли очередную карточку
- Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
- Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
- Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
- Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
- Опционально пропели ее в тон
- Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно
Это просто чрезвычайно важно
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Элементы
Элементы изображения ноты: 1 — флажок, 2 — штиль, 3 — головка
Изображение ноты состоит из трёх элементов: вытянутого в горизонтальном направлении овала, называемого головка, присоединённой к ней вертикальной чёрточки, называемой штиль (от нем. Stiel — рукоятка, стержень), и присоединённой к штилю одной или нескольких изогнутых линий, называемых хвосты или флажки (хвост, флажок). Головка может быть пустой или заполненной, штиль и хвосты могут отсутствовать.
Заполненность или незаполненность головки, наличие штиля и хвостов, а также их количество определяют относительную длительность обозначаемого звука.
Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца определяет высоту звука, а взаимное расположение нот — порядок их исполнения.
Нотный стан
Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка — первая, следующая за ней — вторая и т.д.
Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми. Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков. Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д. Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца. На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.
Деньги необходимо копить всегда, а жить-то хочется сейчас
Эксклюзивные нотные коллекции
Наряду с “Shape of You” и “Galway Girl”, песня-вальс “Perfect” превратила 2017-ый в самый удачный год для британской поп-звезды Эд Ширана. В одном из интервью певец признался, что опасаясь запомниться людям как ‘автор одной песни’, он поставил перед собой цель превзойти свой хит “Thinking Out Loud”. Нужно сказать, своего он добился, ведь новая песня бесстыдно завоевала чарты по всему миру и к 2018 году была названа лучшей рождественской песней года. Для тех, кому оригинальной композиции показалось мало, были выпущены еще 5 официальных версий на любой вкус. Среди них дуэт с Бейонсе “Perfect Duet” и неожиданный, но впечатляющий дуэт с легендарным тенором Андрэа Бочелли, который вышел под названием “Perfect Symphony”. Песня в одночасье пополнила репертуар многочисленных кавер-бэндов и обросла различного рода аранжировками, среди которых и версия The Piano Guys. Если Вы планируете сочетаться узами брака в ближайшем времени, можете смело рассматривать “Perfect” в качестве свадебной композиции или как часть праздничного плейлиста. А прочему бы нет, ведь даже королевская пара принц Гарри и Меган Маркл выбрали эту искреннюю песню-признание главной композицией своего торжества в мае 2018 года.
Соблазнительный вальс Эрика Сати
“Я хочу тебя” лаконично звучит в переводе название самого узнаваемого произведения Эрика Сати “Je Te Veux”. Этот вальс в размере 3/4 совсем не похож на другие работы эксцентричного композитора, обычно гораздо более мрачные по настроению, однако несмотря на это он является его самой популярной композицией среди исполнителей. Особую привлекательность песне добавляет необычное сочетание романтической мелодии и довольно откровенных слов текста, написанного Генри Пэкори. “Пусть Ваше тело станет моим, а вся моя плоть — Вашей” – мечтает автор, романтизируя прошлое. Изначально Сати сочинил три партитуры – для голоса и фортепиано, духового оркестра и симфонического оркестра. Полюбившуюся всем версию для сольного фортепиано композитор написал позже. В ней появилась дополнительная секция после второго припева, которая продлевает прекрасную мелодию, позволяю слушателю в полной мере проникнуться чувством ностальгии. Вальс часто исполняют на скрипке, гитаре, флейте, однако сольная аранжировка для фортепиано все же наиболее востребована. В нашем каталоге можно скачать ноты вальса “Je Te Veux” в формате PDF и насладиться исполнением этого шедевра французской классики.
« Для меня ваш нотный архив стал настоящей находкой
Для музыканта важно, чтобы в любой момент под рукой были собрания сочинений известных композиторов, от барокко до музыки двадцатого века, от Баха до Рахманинова. К тому же для меня не последнюю роль играет возможность скачать ноты бесплатно
Отдельное спасибо вам за нотные листы – это самый ходовой материал в работе теоретика! »
— Ксения, студентка, Москва
«Я стараюсь следить за новыми тенденциями в музыкальной индустрии. Нельзя сказать, что в области современной музыки сейчас всё «в мажоре». Тем не менее, меня очень радует островок искусства под названием MusicaNeo, где каждой творческой личности предоставляется возможность для самовыражения, где новичок-композитор представляет свою музыку на равных с всемирно признанными мэтрами, коим, к примеру, является Евгений Дога »
— Александр, музыкант, Кишинёв
«Благодаря MusicaNeo у моих студентов всегда на пюпитре стоят последние музыкальные новинки в подходящей аранжировке. Мне очень нравится, что выбрав любой музыкальный хит, будь то Адель, Кэти Перри, Лана дель Рей, Шакира, Бейонсе, Мадонна или другая мировая знаменитость, я могу прямо во время урока купить ноты онлайн, сразу распечатать и проводить занятие со студентами. Очень удобно! »
— Юлия, преподаватель музыки, Тель-Авив
С помощью какой команды можно на слайд вставить таблицу из файла MS Excel?
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.
Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.
Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.
Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.
Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.
Медленные темпы | Умеренные темпы | Быстрые темпы | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Largo | Широко | Andante | Спокойно, не спеша | Allegro | Скоро |
Lento | Протяжно | Andantino | Чуть подвижнее, чем Andante | Vivo | Живо |
Adagio | Медленно | Moderato | Умеренно | Vivace | Живо |
Grave | Тяжело | Sostenuto | Сдержанно | Presto | Быстро |
Allegretto | Оживлённо | Prestissimo | Очень быстро | ||
Allegro moderato | Умеренно скоро |
Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.
Оттенки движения | Динамические оттенки движения | Другие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Molto | Очень | Ritenuto | Сдерживая | a tempo | в темпе |
Assai | Весьма | Ritardando | Запаздывая | tempo primo | вернуться в первоначальный темп |
Con moto | С подвижностью | Allargando | Расширяя | tempo I | первоначальный темп |
Commodo | Удобно | Rallentando | Замедляя | I’istesso | В том же темпе |
Non troppo | Не слишком | Accelerando | Ускоряя | ||
Non tanto | Не столь | Animando | Воодушевляя | ||
Meno mosso | Менее подвижно | Stringendo | Ускоряя | ||
Più mosso | Более подвижно | Stretto | Сжато | ||
Sempre | Всё время |
Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянная громкость | Изменение громкости | Смена громкости | ||||
Итальянский | Сокращение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
fortissimo | ff | Очень громко | crescendo | Усиливая | più forte | Более громко |
forte | f | Громко | poco a poco crescendo | Мало-помалу усиливая | meno forte | Менее громко |
mezzo forte | mf | Средняя громкость | diminuendo | Стихая | sforzando (sf) | Резкое ударение звуков |
mezzo piano | mp | Средне-тихо | poco a poco diminuendo | Мало-помалу стихая | ||
piano | p | Тихо | smorzando | Замирая | ||
pianissimo | pp | Очень тихо | morendo | Замирая |
Частота нот (герцы)
С технической точки зрения , музыка может состоять из нот любой произвольной физической частоты . Поскольку физические причины музыки — это колебания механических систем, они часто измеряются в герцах (Гц), где 1 Гц означает одну вибрацию в секунду. По историческим и другим причинам, особенно в западной музыке, используются только двенадцать нот фиксированных частот. Эти фиксированные частоты математически связаны друг с другом и определяются вокруг центральной ноты A 4 . Текущая «стандартная высота звука» или современная « концертная высота » для этой ноты составляет 440 Гц, хотя на практике она меняется (см. ).
В соглашении об именах нот указываются буква, случайные символы и номер октавы. Каждая нота представляет собой целое число полутонов от концерта A (A 4 ). Обозначим это расстояние n . Если нота выше А 4 , то п является положительным ; если она ниже 4 , то п является отрицательным . Тогда частота ноты ( f ) (при условии равной темперации ) будет:
- жзнак равно2п12×440 Гц{\ displaystyle f = 2 ^ {\ frac {n} {12}} \ times 440 {\ text {Hz}} \,}
Например, можно найти частоту C 5 , первая C выше A 4 . Между A 4 и C 5 есть 3 полутона (A 4 → A ♯ 4 → B 4 → C 5 ), и нота находится выше A 4 , поэтому n = 3. Частота ноты:
- жзнак равно2312×440 Гц≈523,2 Гц{\ displaystyle f = 2 ^ {\ frac {3} {12}} \ times 440 {\ text {Hz}} \ приблизительно 523,2 {\ text {Hz}}}
Чтобы найти частоту ноты ниже A 4 , значение n отрицательное. Например, буква F под A 4 — это F 4 . Есть 4 полушага (A 4 → A ♭ 4 → G 4 → G ♭ 4 → F 4 ), и примечание находится ниже A 4 , поэтому n = −4. Частота заметки:
- жзнак равно2-412×440 Гц≈349,2 Гц{\ displaystyle f = 2 ^ {- {\ frac {4} {12}}} \ times 440 {\ text {Hz}} \ приблизительно 349,2 {\ text {Hz}}}
Наконец, из этой формулы можно увидеть, что октавы автоматически дают степени, в два раза превышающие исходную частоту, поскольку n кратно 12 (12 k , где k — количество октав вверх или вниз), и поэтому формула сводится к :
- жзнак равно212k12×440 Гцзнак равно2k×440 Гц{\ displaystyle f = 2 ^ {\ frac {12k} {12}} \ times 440 {\ text {Hz}} = 2 ^ {k} \ times 440 {\ text {Hz}}}
что дает коэффициент 2. Фактически, это средство, с помощью которого выводится эта формула, в сочетании с понятием равноотстоящих интервалов .
Расстояние одинаково темперированного полутона делится на 100 центов . Таким образом, 1200 центов равны одной октаве — соотношению частот 2: 1. Это означает, что цент в точности равен 1200 √ 2 , что приблизительно равно1.000 578 .
Для использования со стандартом MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) частотное преобразование определяется следующим образом:
- пзнак равно69+12×журнал2ж440 Гц{\ displaystyle p = 69 + 12 \ times \ log _ {2} {\ frac {f} {440 {\ text {Hz}}}}}
где p — номер MIDI-ноты (а 69 — количество полутонов между C −1 (нота 0) и A 4 ). И в обратном направлении, чтобы получить частоту из MIDI-ноты p , формула определяется как:
- жзнак равно2п-6912×440 Гц{\ displaystyle f = 2 ^ {\ frac {p-69} {12}} \ times 440 {\ text {Hz}}}
Для нот с одинаковой темперацией A440 эта формула обеспечивает стандартный номер MIDI-ноты ( p ). Любые другие частоты равномерно заполняют пространство между целыми числами. Это позволяет точно настраивать MIDI-инструменты в любом масштабе микронастройки, включая нестандартные настройки.
Откуда появились символы других ключей
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».
Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II
За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.
Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:
Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.
Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие
В стандарте это выглядит так
В стандартном строе это выглядит так
Для стандартного строя разметка следующая
Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.
День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:
- Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
- Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.
Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе
Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место
День восьмой. Все ноты на пятом ладу
В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.
День девятый. Все ноты на десятом ладу
То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.
В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах
Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах
В стандарте нота C находится на этих ладах
Эту ноту прозвучивают эти лады
Данную ноту обозначают эти лады
Эта нота находится на следующих ладах
История
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
Басовый
Или второе название — ключ Фа. Написание этого знака не займет много времени, он намного проще, чем вышеописанный собрат. Свое начало ключ берет на звуке фа в малой октаве. А две точки, которые находятся немного отдельно, располагаются на четвертой линии.
Данный ключ используется для тех произведений, в которых задействована вторая рука. Если речь идет не про клавишные инструменты, то знак используется для низких мелодий.
Именно эти два ключа и являются основными для написания большинства произведений. Но все же есть музыкальные инструменты, для которых этого мало. Поэтому можно воспользоваться третьим знаком в двух вариантах.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
- Прима (prima — первая)
- Секунда (secunda — вторая)
- Терция (tertia — третья)
- Кварта (quarta — четвертая)
- Квинта (quinta — пятая)
- Секста (sexta — шестая)
- Септима (septima — седьмая)
- Октава (octava — восьмая)
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней
В нотах интервалы выглядят так:
Использование и названия октав
Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:
Октавы принято считать от ноты До
Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До
Взгляните на изображение:
Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.
Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.
Обозначение высоты звука
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане таким образом, чтобы головки нот находились либо точно на линиях, либо посередине между ними (на междустрочиях). Каждой такой позиции соответствует одна из 7 основных ступеней, повторяющаяся в разных октавах каждые 7 позиций (через каждые три с половиной линии). Соответствие ступеней и позиций на нотном стане задаётся ключом, при этом основная ступень позиции может быть повышена или понижена ключевыми и/или случайными знаками альтерации. Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.
Flat.io
И последняя в нашем обзоре – бесплатная программа для набора нотного текста онлайн. На официальном сайте можно войти с помощью аккаунта Google или Facebook, а также зарегистрироваться через электронную почту. Базовые функции бесплатны, для расширения возможностей можно купить более продвинутую версию.
Работа с программой – исключительно в браузере, без установки на компьютер. Разработчики предоставляют облако, где хранятся нотные записи. Работать с одной и той же записью могут сразу несколько человек, что очень удобно.
Утилита предоставляет широкий экспорт и импорт файлов: аудиоформаты, MusicXML, PDF, MIDI. Расширенные возможности работы с файловыми расширениями будут доступны после оформления платной версии.
Перед входом онлайн программа предлагает выбрать инструменты, с помощью которых будет создаваться композиция. Шаблонов очень много.
Вот так выглядит интерфейс. Можно выставить нижнее отображение клавишных для более удобной записи.
Большое преимущество программы – доступ к ней с любого компьютера, на котором установлен браузер. Для редактуры записей достаточно войти в свой аккаунт. Программа руссифицирована частично. Но здесь нет широкой навигации, где потребовались бы серьезные знания английского.
Большим конкретном вышеописанных утилит Flat.io не является. Но в качестве программы для быстрой нотной записи, прослушивания, сохранения, доступа через облако она подойдет большинству музыкантов.
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Рекомендуем
Скрипт — выгонялка пользователей + резервная копия базы.
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Статья — супер191Зря потратил время52
Заключение:
Целенаправленные и последовательные занятия чтением нот с листа могут дать желаемые плоды, ведь умение свободно в нужный момент владеть этим навыком не перестает быть насущной потребностью для представителей музыкальных профессий, от преподавателя музыки и пения в общеобразовательной школе, к концертного исполнителя. От своевременного приобретения навыков чтения нот с листа в значительной степени зависит широта музыкального кругозора, на данный момент это особенно актуально в связи с задачами, которые поставлены современной музыкой, которая на первый план выдвигает необходимость развития музыкального интеллекта.
Заключение
Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.
Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.
Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:
- Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
- Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
- Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
- Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)
Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.
До встречи и с наступившим новым годом!