Как создать комикс за 14 шагов

Вопрос по оформлению курсовой какой должен быть интервал между абзацами?

2. Выбираем правильный вид панелей

Как только мы разберёмся со сценарием, нам нужно хорошо сфокусироваться на том виде и ощущении, которые мы хотим придать истории. Комиксы выпускаются в широком диапазоне форматов – от газетных комиксов, занимающих не больше одной страницы и графических романов до онлайн-комиксов, которые можно прокручивать почти бесконечно. В моём случае это будет нечто немного длиннее газетной полосы, но не займёт больше пары страниц. Подходят и горизонтальные, и вертикальные страницы, но я использую вертикальные.  

Шаг 1

Во всём мире существуют разные стили комиксов, не только в виде рисунков, но также в виде раскладок.  Пустое пространство между панелями комиксов обычно именуются «канавками», и они часто используются в западных комиксах.  Одна или несколько панелей без канавок используются в отдельном типе раскладки, часто используемой в японских комиксах (манге).

Формы панелей комиксов также различаются.  Это не обязательно должны быть обычные квадраты и прямоугольники.  Круглая, звездообразная или волнистая панель могут создать разные ощущения или передать информацию читателю.  К примеру, волнистая панель часто используется для передачи момента фантазии, сна или памяти, а не текущего повествования. 

Размер панели также может изменить атмосферу комикса.   Очень длинная панель с обширным пространством может создать ощущение медлительности. Несколько маленьких панелей рядом друг с другом придадут ощущение большой скорости развития событий.  

Шаг 2

Рисуя содержимое в рамке, представляйте, что вы – оператор. В зависимости от угла положения камеры, всё, что находится в рамке, будет выглядеть определённым образом.  Когда камера снимает снизу, это называется «лягушачьей перспективой» и часто используется для придания персонажам могущественного вида.  Вид сверху называется «видом с птичьего полёта»  и используется, чтобы сделать персонажа маленьким и более беззащитным. 

В комиксах существует выражение «говорящая голова», когда персонажи много говорят, и на панелях изображены только говорящие головы.  В газетных комиксах нередко встречаются похожие панели, где изображены только два разговаривающих персонажа. 

При создании более длинных повествовательных комиксов будет лучше, если «камера» будет передвигаться вокруг.  Крупные планы, снимки в полный рост и «лягушачье-птичьи» перспективы многое могут изменить, даже если представлены всего два разговаривающих персонажа. 

Шаг 3

Не важно, какой вид комикса вы создаёте, т.к. ключ всегда в ясности.  Читатель не должен быть озадачен вопросом, с какой панели начинать читать или что происходит.  Когда вы используете разные углы, проясните то, какие персонажи разговаривают, и откуда мы их наблюдаем.  . Отличный инструмент в этом – «правило 180 градусов».  Ему часто обучают в плёночной теории, но к комиксам его тоже можно применить.  Это воображаемая линия, которую не пересекает камера.  Таким образом камера может двигаться от одной стороны к другой, не смешивая персонажей.  Левый персонаж будет постоянно появляться на левой стороне, даже если камера расположена напротив или позади них. 

Отличный инструмент в этом – «правило 180 градусов».  Ему часто обучают в плёночной теории, но к комиксам его тоже можно применить.  Это воображаемая линия, которую не пересекает камера.  Таким образом камера может двигаться от одной стороны к другой, не смешивая персонажей.  Левый персонаж будет постоянно появляться на левой стороне, даже если камера расположена напротив или позади них. 

Хотя это и является правилом, это не значит, что его нельзя нарушить. Воспринимайте его как инструмент помощи, а не то, чему постоянно нужно следовать.  

CLIP STUDIO

На настоящий момент самый популярный графический редактор для создания «рассказов в картинках». Подходит для тех, кто предпочитает именно рисовать комиксы, а не переделывать их из своих фотографий. Самое большое количество инструментов для творческой деятельности. Особенно обрадуются этому любители манга.

CLIP STUDIO позволяет не только использовать штатный инструмент «Кисть», но создать собственный. Гибкие настройки позволяют это сделать и даже подарить созданную новую «Кисть» друзьям.

Для рисования лучше всего использовать планшет. Приложение имеет бесплатный пробный период. Это неполный перечень приложений, есть и другие.

Как правильно читать комиксы

Когда возникает вопрос «Что такое комикс и как его читать», то нужно обратить внимание на структуру графического рассказа. Классический комикс — это небольшой цветной журнал, состоящий из 10-30 страниц

Каждый лист разделен на несколько частей-рисунков, как правило, не более 10 штук (от формата страницы зависит количество «кадров»). Начинать читать нужно с самого первого квадрата, находящегося в левом верхнем углу. Порядок и расположение кадров слева направо. Некоторые комиксы читаются по змеевидной цепочке. Если какая-либо история состоит из цикла комиксов, то рекомендуется читать с самой первой части, чтобы понять увлекательную историю героев.

Комиксы — это не просто рассказы о супергероях. Каждый читатель может найти свой любимый жанр. Все, что нужно, это окунуться в мультивселенную, познакомиться со всеми персонажами и изучить их характер. Это поможет открыть новый и удивительный мир графических романов 20 и 21 века!

Что такое комикс?

Комикс представляет собой соединенные вместе листы бумаги или готовые книги, альбомы, в которых можно увидеть рассказ. Текста в них очень мало. В основном действия происходят в картинках.

По длине истории бывают разными, от рассказа на полстранички, до целой повести в рисунках.

Главной отличительной особенностью всех комиксов является соединение повествования с картинками. Причем, в отличие от книг, где иллюстрации лишь изредка дополняют текст, в нем главное — это рисунок, а минимальное количество текста объясняет детали рассказа.

Как нарисовать комикс для начинающих? Нужно прочитать советы и приступать к работе.

Каждая полоса графически-повествовательного жанра должна начинать и заканчивать какую-то одну-единственную мысль.

Обычно первая страница служит вступлением, в котором автор передает общие главные идеи. Читатель должен понимать, в какой период происходит событие, где и кто главный герой всего этого действа.

Помимо того, крупный кадр должен и заканчивать весь комикс. В нем создатель шедевра расскажет о том, что случилось в конце, или в эпилоге, а также поведает, что ждет героя дальше.

DC vs Marvel

Два популярных издательства комиксов вот уже более 50 лет соперничают друг с другом. Комиксисты всего мира разделились на два фронта. Комиксы DC и Marvel интенсивно обсуждаются в интернете, по ним создают приключенческие фильмы и саги, а поклонники слетаются с разных уголков планеты ради всемирного фестиваля комиксов Comic Con. Рассмотрим краткую историю каждого издательства.

DC. Главный герой издательства — Бетмен из Готэм-сити, злодей — Джокер. Существует с 1934 года, а первая экранизация по мотивам графических романов вышла в 1969 году. DC встречает своих поклонников комиксами о Супермене, Чудо-Женщине, Джоне Хексе и Зеленом фонаре.

Marvel. Создатель мультивселенной Marvel — Стэн Ли. Издательство пользуется большей популярностью, чем DC, благодаря таким графическим романам как «Люди Икс» и «Росомаха», «Капитан Америка» и «Железный человек», а также «Фантастическая четверка», «Тор», «Человек-муравей». Главная черта Marvel в том, что они отдают дань Стэну Ли, приглашая бодрого старика на съемки, и давая ему двухсекундную реплику. В отличие от DC, это издательство выпускает романы с глубоким смыслом и моралью, стараясь показать две стороны одной монеты (добро и зло). Все комиксы Marvel более серьезны и имеют нестандартный сюжет. Год основания — 1939, первые экранизация вышла в 1944 году («Капитан Америка»).

1. Создаём раскадровку

Когда у вас есть персонаж и идея,
которую вы хотите передать, появляется соблазн уйти с головой в рисование.  Если уделить время планированию истории и структуры
комикса, вы избежите тупиковой ситуации в рисовании. 

Шаг 1

Сложно создать комикс, если вам нечего рассказать, поэтому
первый шаг – это придумать череду событий.  Повествование – это сама по себе форма
искусства, и сейчас я не буду чересчур вдаваться в это, но вы узнаете несколько
советов по организации своих идей и превращению их в визуальную историю. 

К примеру, я буду использовать моего маленького
персонажа-повара из предыдущего руководства для создания небольшого комедийного
комикса. Я хочу изобразить её жизнерадостной, но неуклюжей, поэтому
у неё произойдёт несколько казусов на кухне, которые она изо всех сил постарается
исправить. 

Начну с создания списка того, что могло бы с ней
случиться, и как одно действие могло бы повлечь за собой другое.  Для этого я зарисовываю на бумаге всё, что приходит
в голову, но если вам больше подходит печать на компьютере, можете использовать
соответствующую программу.  Во время мозгового штурма важно
удобство. 

Шаг 2

Когда появятся интересные идеи, попытайтесь распределить
события, размышляя о темпе вашей истории. Разный темп подходит для разных типов историй.  Некоторые могут начаться с крутого поворота и затем
продолжиться в спокойном темпе.  Если вы создаёте длинную историю, в Интернете есть много
источников, в которых говорится, как выстроить классическую модель истории для
драмы. В моей истории будет мирное начало с переходом в
хаотичный сценарий, где одна неприятность следует за другой.

Пример
сценария

  • Показать место действия — кухню.
  • Показать повара за работой.
  • Она мечтает о том, как выиграет приз.
  • Внезапно она что-то роняет в еду.
  • Отходит, чтобы взять что-то; еда начинает бурлить и дымиться. 
  • Когда она возвращается, еда сильно дымится, что ввергает её в шок.
  • Она берёт котелок и убегает с ним. 

Для этого руководства я возьму только первую
страницу комикса.  Хотя он короткий и простой, я запишу для себя
сценарий. Он не обязательно должен быть чем-то особенным и
может просто состоять из списка действий.  Мне потребуется время, чтобы
записать его и прояснить, что именно я буду рисовать. 

Шаг 3

С написанным сценарием, пусть он и простой, будет
удобнее приступить к следующему шагу.  Теперь, когда у нас записаны все необходимые действия,
пора превратить слова в картинки.  Постарайтесь нарисовать действия из сценария при
помощи простых фигур из палочек.  Не старайтесь сделать их идеальными – важно то, что
ваша история будет понятна на картинках так же, как и на листке бумаги. 

На этом этапе часто становится понятно, что упущены
некоторые нужные детали в сценарии, или что какие-то моменты хороши только в
тексте, но не на картинках.  Сценарий – не закон, поэтому вы можете возвращаться
к нему, чтобы изменить что-то не понравившееся вам. На этом этапе мне нравится делать множество
зарисовок и комментировать их сбоку. 

Обычно я делаю страницы раскадровки очень
маленькими.  Если в раскладке много страниц, проще составить
общее впечатление. Некоторым людям нравится создавать раскадровки размером с завершённый комикс.  Вы также можете попробовать этот способ, чтобы понять, что лучше подходит вам.

История комиксов

Первое упоминание о графических романах можно отследить в японской культуре. Тогда для развлечения создавали мультяшные рассказы, которые называются мангой. Такие комиксы существуют до сих пор и пользуются мировой популярностью. Японские комиксы стали прародителями традиционных восточных мультфильмов — аниме.

Позже, ближе к XVI веку, стали появляться европейские варианты графических романов. Именно в этот период в Барселоне и Валенсии стали распространяться религиозные брошюры, которые назывались «аллилуи». Более привычный вид комиксы обрели в конце 18-го века, когда журнал The San Francisco Examiner впервые опубликовал смешные комиксы для детей «Медвежата и тигр». Появление необычного повествования истории взорвало публику, и с этого момента началась великая эпоха графических романов.

Самообразование

Художник Илья Обухов призывает помнить, что всегда будет кто-то лучше вас. Опасаясь этого, можно никогда не приступить к рисованию. «Хорошо бы иметь художественное образование, но в современном авторском комиксе оно не играет большой роли. Авторские рисунки тем и хороши, что многие вещи можно обозначить как данность. Читатель принимает стиль автора как правила игры», — говорит Обухов.

«Большую роль в комиксах играет визуальная выразительность. Стоит делать стадики (учебные наброски, от английского слова «study») с необычными ракурсами и перспективой. Тренироваться в создании концепт-арта, окружения и эффектов. Такие навыки значительно выделят вас среди комиксистов», — полагает Бабаханян.

Не забывайте о практике, чтобы не увязнуть в подготовке. Начните с маленьких историй, коротких комиксов. Так вы поймете свои сильные и слабые стороны, каких знаний вам не хватает. Не беритесь сразу за большие проекты: неподъемные задачи могут лишить мотивации.

Как спланировать стиль комикса

Это самая приятная часть, т.к. вы
можете наслаждаться рисованием без необходимости достичь какой-то определённой
цели. Вам просто нужно создать что-то, что позволит вам представить историю. 

Вам не нужно беспокоиться о создании своего стиля –
он уже у вас есть! Стиль рисования, в самом базовом определении – это способ,
при помощи которого вы упрощаете реальность.  Вы можете сделать стиль более уникальным,
сознательно над ним поработав, но тогда вам нужно помнить о постоянстве – стиль
должен быть повторяемым, а не случайным. 

Основа

Вы не знаете, на что вы способны,
пока не сделаете попытку. Сделайте её! Зарисуйте несколько примеров: 

  • человека
  • животное
  • растение
  • неодушевлённый объект
  • транспортное средство
  • фоновые элементы

Не останавливайтесь на первом эскизе.
Что вы можете изменить, чтобы сделать объекты понятнее? Как вы различаете персонажей? Убедитесь, что легко можете повторить нарисованное; ничто не должно
быть создано случайно. 

Движение

Ваши персонажи будут двигаться во
время своих приключений, поэтому вам нужно изобрести какой-то способ, чтобы
показать их движение. Посмотрите, как вы можете нарисовать эти базовые позы: 

  • поворот вбок
  • ходьба
  • бег
  • сидение
  • лежание

Выражения

Чтобы лучше понимать историю, читатель должен считывать
эмоции персонажей. Хотя выражения человеческих лиц очень сложны, их легко можно
изобразить при помощи символов.  Посмотрите, как у вас получится показать базовые эмоции
ваших персонажей в лице и жестах: 

  • отрешённый
  • счастливый
  • злой
  • грустный
  • стеснительный
  • подозревающий

Если вы сделаете такое же лицо во
время рисования, это поможет вам! 

Если хотите использовать больше эмоций,
это руководство будет очень полезным: 

Рисование Основы человеческой
анатомии: оттачиваем выражения лиц  Joumana Medlej

Диалоговые пузыри

Хотя диалоговые пузыри почти невидимы для читателя,
вы, как создатель, должны как-то их нарисовать. Потренируйтесь, чтобы понять,
что будет проще для вас – какая форма должна быть у пузыря и какой шрифт
использовать для подписей.  Что произойдёт, если диалоговый пузырь и персонаж
пересекутся? Или этого нельзя допускать? Решите все эти вопросы сейчас. 

Мультфильм Как создавать диалоговые
пузыри и эффекты комикса в Adobe Illustrator Sara Berntsson

Стиль

Следующий вопрос: какой стиль вы хотите
использовать в техническом смысле? Всё ли будет нарисовано карандашом? Или вы
хотите применить простой способ заполнения чернилами?  Вы планируете использовать цвета
или штриховку? Протестируйте это всё, чтобы увидеть эффекты на практике и
выберите для себя лучший способ. 

Персонажи

После того, как определитесь с
выбором стиля вашего комикса, создайте своих персонажей на его основе. Сделайте
их хорошо узнаваемыми и используйте элементы внешнего вида, чтобы подчеркнуть
их индивидуальность и роль в истории. 

Комикс Создаём персонажа комикса:
создаём страницу с персонажем в Adobe Illustrator Sara Berntsson

Жанры

Комиксы бывают совершенно различных жанров. Но самым большим успехом по сегодняшний день пользуются рассказы о супергероях от компании DC или Marvel. Поклонники этих издателей комиксов нередко враждуют между собой, критикуя истории и манеру рисования. Однако именно этим двум «монстрам» в индустрии графики принадлежат такие герои, как Супермен, Бэтмен, Человек-паук, Люди Икс и так далее. Такие жанры пришли в мир из США, где и придумали, как нарисовать комиксы поэтапно.

В стране Восходящего Солнца существует своя особая и очень большая культура аниме. Она называется «манга». Текст в таких комиксах идет снизу вверх и справа налево.

Ежегодно в Токио выходит несколько миллионов различных мини-историй, которые создают люди, профессионально владеющие карандашом и знающие, как нарисовать аниме-комикс.

Классический рисунок включает в себя от четырех полос иллюстраций. Он может быть как цветным, так и черно-белым. Простые комиксы могут нарисовать даже начинающие художники, однако это не значит, что сюжет или картинки в мультике будут примитивными. Иногда с ними предстоит провести еще больше работы, позаботившись о тенях и оттенках.

Очень важна и целевая категория тех, кто будет читать этот комикс. Детям не подойдут сложные сюжеты, выстроенные по придуманной автором схеме. Они также не смогут разобраться в том, где герой думает, где говорит. В детских комиксах мысли часто вылетают из головы, а облако речи тянется изо рта.

Прекрасная работа!

Ваша собственная страница комикса
готова! Разве не здорово? Не важно, как она выглядит, вы должны собой гордиться
– вы создали что-то своё, что не создал никто другой. Вы подарили истории жизнь, сделали её реальной

Может быть, она не тянет на шедевр, может быть, существуют комиксы посимпатичнее, но кому какое дело? Это ваше творение, и вы получили удовольствие! 

Если хотите поделиться своей работой
в Интернете, не забудьте сделать размер скана/фото меньше оригинала.  Комикс должен выглядеть как единое целое, чтобы не пришлось слишком много прокручивать в стороны, вверх и вниз. Если хотите узнать больше о создании комиксов, вам также понравятся эти статьи: 

Почему все могут создавать комиксы?

Мир, который мы видим, полон деталей, но мы редко
замечаем все. Более рационально думать символами: короткое представление
объекта, включающее только самые характерные его черты.  Поэтому вы можете рисовать человека, тщательно
изображая каждый угол лица, каждую тень на волосах и каждую мышцу под кожей, но
также можете и нарисовать несколько грубых прямых линий – в обоих рисунках
можно будет узнать человека. 

Да, первое требует больше
мастерства и выглядит более впечатляюще, но это не значит, что фигурка из
палочек «неправильная», «уродливая» или «недостаточно хороша». Она достаточно хороша
для многих целей! 

Посмотрите на эти древние рисунки людей. В них нет
видимой человеческой анатомии, если не считать смешные пропорции едва
узнаваемых частей тела, но это не имеет значения.  Целью этих «художественных работ» было изображение
определённой сцены, и это условие было выполнено. Если бы этим человечкам
придавали более детальные черты, это бы сделало их симпатичнее, но вряд ли бы
сделало сцену лучше.

Петроглиф человеческой фигуры в Leo PetroglyphНаскальная живопись в Cave of Beasts

Когда вас хвалят за ваше мастерство – это
прекрасное чувство, но это не должно быть вашей целью в создании работ. Когда вы
играете в баскетбол с друзьями, вы не стараетесь показать профессиональные результаты,
точно так же и в рисунке – вы можете рисовать, не будучи мастером.  Только вы решаете, какая цель у вашего искусства –
доказать свою ценность в качестве художника, поделиться историей или просто
получить удовольствие.  

Веб-комиксы – это прекрасный пример того, как люди делятся
забавными идеями. В комиксе ниже есть три разных персонажа, несколько объектов
и обстановок, нарисованных очень символично.  У персонажей даже нет глаз! Но мы легко можем
понять контекст этой короткой истории и полностью игнорировать недостаток
реалистичных черт. Реализм здесь не важен, и детализация персонажей не
внесла бы улучшений, даже наоборот – отвлекла бы от главного посыла. 

Автор комикса: xkcd

Красота символов лежит в их простоте.
Чем они проще, тем понятнее. Вот почему их легко рисовать. Теперь остановитесь,
возьмите карандаш (или любой другой лежащий поблизости инструмент) и зарисуйте
символы для: 

  • кота
  • машины
  • ложки
  • смартфона
  • дерева

Видите, как просто? Как только вы перестанете
думать о том, чтобы сделать рисунки как можно лучше, и вместо этого
сфокусируетесь на том, чтобы сделать их как можно проще, рисование станет
даваться почти без усилий и точно без стресса.  Да, эти эскизы не красивы и не реалистичны, но они
и не должны были быть такими, поэтому это не дефект. Они достаточно хороши,
чтобы передать идею, и это делает их хорошими. 

Рисование Как нарисовать простых
милых животных в кавайном стиле (с видео!)  Monika Zagrobelna

Производство комикса

Отлично, теперь вы знаете, что
умеете рисовать, но вас может беспокоить ещё кое-что. Комиксы создаются
определённым способом. Существуют сетки, панели, диалоговые пузыри и всякое такое…
Откуда вы узнаете, как их создавать? 

Если честно, вам не нужно знать. У них есть
определённая функция в комиксе, но они являются инструментом, а не целью.
Можете использовать их там, где вам кажется, что они подойдут. Используйте
другие комиксы как вдохновение, а не образец.  Снова взгляните на комикс xkcd – в нём
нет диалоговых пузырей, только символичные стрелки, указывающие на того, кто
говорит, и у одной панели даже нет никакой рамки. В то же время идея прекрасно понятна.

Нет никаких законов по созданию
комиксов, которым вы должны подчиняться при рисовании. Есть только одно
правило: посыл должен быть понятен вашим читателям. Средства достижения этой цели целиком лежат на вас. 

Конечно, есть решения получше и похуже (хорошие
должны быть понятны читателю), но есть кое-что, что вы можете разрешить сами,
работая над своим творением.  

Каждая панель отображает стоп-кадр в истории, а
диалоговые пузыри показывают, кто что говорит. Это всё, что вам нужно знать.

Прорисовка героя

Рисовать героя не так уж легко. Но задача эта вполне выполнимая даже для плохого художника. Все дело в практике. Научиться рисовать может каждый.

Автору придется много раз воспроизвести на бумаге одного и того же человека/зверя/, вымышленное создание. Для того чтобы облегчить работу, есть несколько простых советов, как нарисовать персонажей комиксов:

  • не создавать в рисунке слишком много деталей, их будет очень сложно повторить;

  • не стараться скопировать те же позы и выражения лица, что и на предыдущем изображении;

  • не стремиться к совершенству, ведь комикс должен приносить удовольствие от создания и легкости работы;

  • не стараться вместить в работе все и сразу.

Главного героя лучше изображать в центре. Он также должен быть повернут ближе к развороту, если такой имеется.

Диалоги

Герои комикса не произносят длинных речей. Их разговоры должны быть прямыми, без сложноподчиненных предложений или же эпитетов.

Картинка главнее рассказа. Если автор не может с этим смириться, ему нужно писать книгу, а не рисовать.

Каждое слово, вылетающее из уст героя, нужно обводить в квадратик. Он обычно узкий и маленький, но буквы в нем видны. Диалоги пишутся печатными литерами.

Размышления героев принято обводить круглым пузырьком.

Когда им что-то снится, то их мысли в комиксе изображаются облаком.

Шумы передаются восклицательными, вопросительными и другими знаками препинания, собранными вместе.

Крик героя может быть заключен в круг с острыми шипами по ободку.

Небольшую информацию о том, что и где происходит во время нарисованной сценки, предысторию или собственные умозаключения можно выносить за пределы квадратов комикса. Они могут идти между ними, сверху или снизу.

А сами диалоги, которыми обмениваются герои, в классических жанрах рисуют поверх их голов.

Во время покраски нужно оставить облака белыми или в лучшем случае желтыми, чтобы они качественно выделялись и не сливались с рисунком.

Чему учиться?

Перед выпуском комикса предстоит проделать немалую работу: найти идею и развить ее до сценария, создать раскадровку (разбить повествование на отдельные кадры), все нарисовать, покрасить (если комикс запланирован в цвете), добавить текст, все перепроверить и, наконец, опубликовать (в сети или на бумаге).

Поэтому коммерческие комиксы чаще готовят командой, где у каждого свои задачи. Но множество авторских проектов придумываются и рисуются в одиночку. Создатель такого комикса — человек-оркестр: и сценарист, и художник, и режиссер, и редактор, и специалист по продвижению, которому могут понадобиться самые неожиданные навыки.

Дмитрий «Nikls» Никулушкин, известный по публикациям в культовых журналах «Сережка» и «Арбуз», советует тщательно изучать . Хороший комиксист должен уметь выстраивать кадры с разных точек обзора и рисовать героев с самых неожиданных ракурсов.

Комиксист Алим Велитов рекомендует тренировать , чтобы понимать, как лучше рассказать историю визуально, передать эмоцию персонажа и смысл всей сцены.

Художник комикса «Доктор Люцид» Антон Савинов полагает, что чем больше у автора знаний в  (колористике, графическом дизайне, типографике), тем более цельные и сложные вещи будут получаться на выходе.

Фрагмент из книги «Скульптор» (Скотт Макклауд)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector